Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 18

Этот интеллектуальный воображаемый синтез и есть то, что мы называем историей, подобно тому как синтез определенных материальных явлений, упорядоченных во времени и пространстве в соответствии с общими законами, называется естествознанием. Легко понять, почему он является необходимым и неизбежным для цельного понимания нами нашего собственного человеческого мира. Человек есть не только то, что он делает, но и то, что он чувствует и мыслит, он есть ^существо политическое28. Его бытие не отдельно и не индивидуально — оно принадлежит великим формам социальной жизни, человек живет в мире языка, религии, искусства, политических институтов. Он не может существовать в своем собственном бытии без того, чтобы постоянно не выражать его в этих формах. Он создает символы вербальные и религиозные, образы мифологические и художественные — и только с помощью всей совокупности, всего упорядоченного единства этих образов и символов он обеспечивает возможность своего утверждения в мире в качестве существа социального, получает возможность общения с другими себе подобными существами и возможность понимания с их стороны.

Но если сравнить этот символический мир с миром природы, то между ними проявится существенная разница. Символические изображения отличаются гораздо большим непостоянством и размытостью, чем природные объекты. Гораздо более, чем материальные и физически определенные вещи нашего постоянного окружения, склонны они к изменению и исчезновению. В мире значений, например в мире языка, мы регулярно встречаемся с тем характерным явлением, которое называется “изменением значения”. Язык, искусство, рели ия — все это представляет собой непрерывный поток. Разумеется, и в языке, и в искусстве, и в религии можно найти некоторые постоянные и весьма определенные структуры и выяснить их функцию в общем строении нашего человеческого мира. Но внутри границ этих общих структур каждое отдельное явление все время может изменяться.

Это предполагает большую неопределенность всего нашего исторического знания. При сравнении объектов истории с объектами естествознания первые кажутся более непрочными и эфемерными. Астроном, который наблюдает звезды, всегда находит их в должном месте и в должном порядке; химик, анализирующий какое-нибудь вещество, всегда находит в нем определенные элементы. Но мы не находим того же постоянства в мире символов. По прошествии короткого времени символы, в которых человек выражал свои мысли и чувства, свои желания и мечты, свои идеалы и веру, постепенно становятся непонятными. И здесь перед историком возникает его реальная задача.

В силах науки истории оживить эти символы, воскресить их к новой жизни, снова сделать их понятными и ясными. И эта работа совершается во всех великих, классических исторических трудах, начиная со времен Фукидида и вплоть до нашего времени. В этом смысле Фукидид был абсолютно прав, когда говорил о своем собственном труде, что он есть вечное воскресение человеческой памяти29. Для того чтобы властвовать в мире, человек должен беспрерывно восстанавливать его. Без этого предпринимаемого исторической мыслью восстановления труд человека в мире теряет свою цену, становится бессмысленным и бесцветным. Поэтому историк ни в коем случае не является простым повествователем, который связно рассказывает нам о событиях прошлого. Он суть открыватель и интерпретатор прошедшего. Тот же, кто не желает более ничего, как только рассказывать о том, что произошло в какой-то определенный промежуток времени, представляет собой летописца, а не историка. Цель историка совершенно иная. Он не только повествует, он реконструирует прошлое, он вдыхает в него новую жизнь.