Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 30

Кантовская концепция философии истории содержится в небольшом, но имеющем важное значение трактате Канта “Идея всеобщей истории с космополитической точки зрения” (Ideen zu einerallgemeinen GeschichteweltburgerlicherAbsicht). Чтобы понять историю в ее истинном философском значении, т.е. не только в политическом, но и над-политическом, космополитическом смысле, мы не должны следовать только за ее событиями. Для этого нет необходимости давать подробное объяснение всех разнообразных ее форм и всех возможных шагов человеческой цивилизации. Действительная проблема заключается в одном-единствен-ном ключевом вопросе — вопросе о цели (истории), решению которого и посвящена вся его работа. И вряд ли нам удастся найти вполне определенный и удовлетворительный ответ на этот вопрос, не установив общие принципы нравственности. Признав и обосновав эти принципы, мы обнаружим ту же фундаментальную идею, лежащую в основании как этики, так и истории. Обе они сосредоточены на одном и том же, будучи, так сказать, разными проявлениями и интерпретациями одной и той же универсальной темы — идеи свободы. Именно свобода или, что для Канта одно и то же, автономия разума является истинной и конечной целью человеческой истории51.

Следовательно, все эти разнообразные проблемы философии культуры можно свести к вопросу: каким способом и с помощью каких средств должна достигаться эта автономия? В соответствии с общими предпосылками кантовской системы эту проблему можно упростить, сформулировав ее суть в сжатом виде. Нет необходимости ни прослеживать весь ход человеческой истории, ни давать подробные объяснения всего разнообразия форм, принимаемых человеческой цивилизацией, чтобы ответить на вопрос, который, по мнению Канта, является действительно важным и ключевым — вопрос о той главной цели, к достижению которой устремлено человечество. Это цель моральная, и потому именно в морали, в системе этики следует искать истинные принципы философии истории и философии цивилизации.

Согласно Канту, в корне всех проблем философии истории и философии культуры лежит идея свободы. Свобода означает автономию разума, отсюда всеобщая задача философии культуры заключается в решении вопроса: каким образом и с помощью каких средств возможно достижение этой автономии в процессе эволюции человеческого разума и воли? Свобода для Канта — начало и конец человеческой цивилизации; в реализации идеи свободы, в прогрессивной актуализации требования автономии разума заключается весь предмет человеческой истории. “Природа пожелала, чтобы человек сам добывал все, что выходит за пределы чисто механических проявлений его животного существования, и не ведал иного счастья, иного совершенства, кроме как творимого им самим (из самого себя) посредством собственного разума, будучи совершенно свободным от всяких инстинктов”52.

Эту мысль Канта можно понять и объяснить на основании как систематической философии, так и истории. Но нельзя сводить проблему культуры к границам, установленным Кантом. Кант и сам вынужден был выйти в каком-то смысле за установленные им границы в окончательном построении своей критической системы. Вначале Кант исследовал только проблемы природы и морали. Первую он пытался решить, обращаясь к спонтанности человеческого разума и указывая, что природа, в формальном смысле, как совокупность законов, которыми управляются все явления, чтобы мыслиться как связанные в опыте, возможна только посредством законополагающей познавательной деятельности разума, его первоначальных форм и принципов. Он пытался основать мораль на единой идее свободы, или, что для него то же самое, идее чистой автономии разума. Но после того, как в “Критике чистого разума” и “Критике практического разума” он дал анализ опыта и морального сознания, он столкнулся с новой проблемой — проблемой искусства. Он вынужден был признать тот факт, что сфера искусства несводима к тем же принципам, которые действуют в области теоретического и морального знания. Искусство имеет свой собственный смысл, свое независимое значение и независимую ценность, неизмеримые теми нормами, которые предъявляются к теоретической или моральной истине. Чтобы установить и объяснить эти нормы, Кант должен был обратиться кдругой способности человека, которую он отличал и от чистого разума и от разума практического, к способности суждения.