Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 22

Фактически действительное и существенное различие этих учений заключается не в различии их содержаний, а в различии их форм и способов обоснования. Притом, что ответ может порой выглядеть одинаковым, основополагающий вопрос обоими мыслителями всегда формулировался по-разному. Чтобы пояснить нам суть этого различия, Кант вводит новый термин; к общей концепции идеализма он добавляет специальное и характерное качество. В целях отделения своей теории от того, что он называет догматическим идеализмом Беркли и скептическим идеализмом Декарта, он дает ей название трансцендентального идеализма. “Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori”37, — говорит Кант в своем введении к “Критике чистого разума”. Поэтому трансцендентальный идеализм начинает не с суждений о природе и сущности самих объектов, а с критического исследования различных способов познания, благодаря которым различные виды объектов — объекты опыта, науки, религии или метафизики — становятся доступными нам.

Именно проблема способа постижения объекта познания должна предшествовать проблеме объективности. Поэтому Кант начинает не с исследования природы материи, а с уточнения предпосылок и принципов науки, исходя из которых понятие материи легко и точно может быть объяснено. Он не спрашивает, что есть материя в себе и в силу каких свойств ее можно отделить от другого вида бытия, называемого нами духом. Все эти противопоставления он объявляет пустыми и бесполезными, пока мы не рассмотрим и не проанализируем те специфические условия познания, под которыми даны нам различные виды объектов. Вместо того чтобы сравнивать или противопоставлять друг другу материю и дух, мы должны, по Канту, сравнить между собой и противопоставить друг другу способы физического и метафизического мышления.

Мы не можем говорить о сущности материи, прежде чем не ответим на главный вопрос: “Как возможна физика как чистая наука о природе?” Мы не можем решать проблему сущности Бога или сущности человеческой души, прежде чем не ответим на вопрос, возможна ли и как возможна метафизика. Это ведет нас к совершенно другому понятию и определению объективного, чем те, с которыми имели дело предшествующие идеалистические системы. Та объективность, которую мы ищем, не является более объективностью какой-либо физической или гиперфизической субстанции, объективностью эмпирических или трансцендентных вещей. Не сами по себе вещи, но их возможные определения, сделанные с помощью различных способов познания, составляют истинную проблему нового идеализма. Нужно преодолеть онтологическую позицию прежней метафизики, характерную для Декарта или Беркли, ее необходимо заменить чисто аналитической точкой зрения. Поскольку принципы разума являются принципами представления феноменов, Кант писал в “Критике чистого разума”: “Гордое имя онтологии, притязающей на то, чтобы давать априорные синтетические знания о вещах вообще... должно быть заменено скромным именем простой аналитики чистого рассудка”38.

Однако я вовсе не собираюсь вдаваться в детали проблематики кантовской философии. Я только хочу поставить вопрос и попытаться ответить на него, а именно, насколько прогрессивен был путь, уготованный философии культуры теми новыми элементами, которые содержались в критическом или трансцендентальном идеализме Канта? Такое название философии не упоминается ни в одной из работ Канта; специфическая же тематика ее, ее проблематика, по-видимому, не сводима ни к одному из разделов его системы. Кант принимает классическое разделение философии, введенное греками: разделение на физику, этику и логику. В поздний период своей деятельности он был вынужден еще более расширить эти пределы — в качестве специальной критической философии он добавляет эстетику. Но если оценивать идеализм Канта не с точки зрения конкретных исторических условий, а с точки зрения общих систематических задач, то мы придем к еще большему ' расширению границ этой философии.