Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 8

Если принять тезис о "каноне рациональности" за основу дальнейших рассуждений, то отсюда следует также, что непременным условием сохранения науки, не говоря уж о ее прогрессе, является сохранение "тонуса рациональности" в образовании. Это значит, что "стержнем" школьного образования (не говоря уж о вузовском) должно быть воспитание культуры рационального мышления и поддержание этой культуры в обществе. Это значит прежде всего сохранение в программах массового обучения общего тонуса рациональности; важно понимать, что в самом обучении теоретическим дисциплинам, и прежде всего "некомпьютерной" математике с ее практикой доказательств, в обучении основам физики как теоретической науки, в обучении химии и биологии с их установкой на связь теории (пусть даже "школьной"!) с экспериментом (пусть даже демонстрационным!) уже горит самоподдерживающийся огонь живой культуры рационального научного мышления! Никакая "общая гуманитаризация" образования, никакая установка в учебных программах на "развитие духовности", как и бездумная ориентация школы на рыночный спрос, не должны заслонить или даже потеснить воспитание навыков рационального мышления. "Homo Spiritualis" не должен ни в коем случае быть противопоставляем "Homo Rationalis", поскольку без культуры рационального мышления, которая воспитывается в школе, исчезнет и наука, синхронно с вымиранием поколения "ученых мастодонтов", которые все еще живут в наших "заповедниках фундаментальной науки", и даже раньше. Если верно, что без теоретической науки не может быть не только дальнейшего технического прогресса, но даже успешной стабилизации процесса безопасного угасания индустриального тела цивилизации, унаследованного Россией от предыдущей эпохи, то столь же верно, что воспитанием духовности в ущерб рациональности (и тем более без рациональности) современного кризиса нашей стране не преодолеть - так же точно, как невозможно спасти от взрыва вышедший из-под контроля атомный реактор одной только молитвой, сколь бы она ни была искренней. Между прочим, как показывает недавно прошедшая под эгидой Ватикана Всемирная встреча университетских преподавателей и студентов, многие деятели западной церкви уже понимают опасность эрозии рационального мышления, поднимая свой голос за союз духовности с рациональной культурой, воплощенной ныне в современной науке и в современном университетском образовании.

В заключение еще одно краткое замечание, касающееся снова нашей российской ситуации. Если в нашей стране все же произойдет поворот в отношении к науке и образованию (теперь уже, к сожалению, речь идет не только о депутатах, правительстве и Президенте, но и о культурном слое общества, и даже о населении страны!), то все еще сохраняются шансы избежать худшего: мы еще не перешли черты, за которой университеты станут в массовом порядке превращаться в духовные семинарии, а школы в церковно-приходские училища. В противном случае процесс станет необратимым, и нам, ученым-оптимистам, которые не покинули эту страну, останется разве что уповать на благоразумие западных лидеров, которые когда-нибудь да поймут, насколько важно и для них сохранение науки и культуры на этом "горячем пространстве" Земли.  Просто ждать, надеясь, что в самом теле нашей экономики, в нашем производстве, без предваряющего радикального поворота в политике, возродится вкус к высоким технологиям, и не только в военных отраслях, а уже потом откроется "второе дыхание" и в науке, и в ее образовательной базе - пустое дело. Только Богу под силу воскресить мертвеца... Впрочем, может быть, нам только и остается, что фиксировать факт нарастания волны мистики самого грубого пошиба и в СМИ, и в образовании, рассуждая при этом, как в этом половодье ухитряется сохранить остаточную плавучесть Ноев Ковчег РАН со стареющей командой полунищих оптимистов... Вот уж, воистину, надежда умирает последней!