Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 27

Уфологи, экстрасенсы и прочие представители "паранауки" устойчиво тяготеют к использованию форм (прежде всего языковых), внешне напоминающих те, с помощью которых строятся тексты профессиональной науки. Вырывая термины из контекста, в котором они имеют устойчивый смысл, представители "параллельного познания" употребляют их самым произвольным образом так, что читатели подобных сочинений могут создавать свои собственные интерпретации, без оглядки на какие-то интерсубъективные каноны, что создает у многих впечатление понятности текста. Стараясь говорить "наукообразно", различные специалисты по контактам с "внеземным разумом" и пр. противопоставляют себя не "науке вообще", а лишь консервативным, по их мнению, ее представителям.

Освоение знаний, производимых специалистами, требует больших усилий и предполагает значительные затраты времени, что не все и не всегда могут себе позволить. Поэтому большинство людей узнают о новейших достижениях науки через посредство публикаций, относящихся к жанру так называемой научной популяризации. Знакомство широкого круга людей с миром научного познания издавна считается одной из важнейших функций культуры. Со времен создателей французской "Энциклопедии" усилия многочисленных просветителей были направлены именно на разъяснение, популярное переложение идей, производимых профессионалами-учеными. Считалось, что даже упрощенное представление о достижениях науки способствует развитию общественного сознания, повышению уровня мышления людей. В этом проявлялась традиционная для всей эпохи Просвещения установка на понимание развития культуры как процесса, направленного от "низших" ступеней к "высшим".

При всей важности задач, решаемых научной популяризацией, и несомненными достижениями на этом пути сегодня обнаруживаются и его определенные опасности, ранее не замечаемые. Опасности, связанные прежде всего как раз с проблемой демаркации. Упрощенное представление о чрезвычайно сложных структурах современной познавательной деятельности, "наглядное" изображение теоретических моделей, производимых исследователями сегодня, размывают границы собственно науки, порождая мнение о легкой доступности и процедур научного поиска и его результатов. Вследствие этого множество людей вполне искренне начинают считать, что они могут рассуждать о самых фундаментальных проблемах науки на основании прочтения нескольких популярных брошюрок, а некоторые предпринимают усилия для написания уже "солидных" книг, опровергающих положения, принятые специалистами.

Популяризация науки, распространяя весьма упрощенные и приблизительные сведения о том, что действительно происходит в сфере научного познания, порождает иллюзию одинакового понимания излагаемых идей всеми носителями определенной культуры. На самом деле исконный демократизм науки давно уже сменился сложной системой отношений между различными областями познания, основанной на разнообразных "фильтрах", ограничивающих интерпретацию текстов, циркулирующих в профессиональном сообществе, куда "непосвященному" вход заказан. И в каждой дисциплине такая система приобретает свой узко специализированный характер. Даже разные группы исследователей, работающие над одной и той же проблемой, могут ориентироваться на весьма различающиеся нормы и эталоны, что, естественно, усложняет процесс их взаимопонимания. Часто бывает так, что профессионал в одной области знакомится с состоянием дел в другой также по упрощенному изложению.