Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 2

Все дело в том, как относиться к такого рода тенденциям в культуре, которые существуют не только в России, но и в ряде западных стран. Являются ли они чем-то временным, преходящим или же знаменуют возникновение нового типа культуры? Ряд теоретиков культуры и в нашей стране, и за рубежом уверяют нас в том, что имеет место именно последнее. Нужно отдавать ясный отчет в том, какие выводы следуют из этого утверждения.

Если стирается грань между наукой и псевдонаукой, между истиной и ложью, тогда рациональность, которая именно в науке находила свое высшее выражение, теряет ценность. А между тем, именно эта ценность, как известно, была одной из основных конституирующих принципов европейской культуры на всем продолжении ее развития. Отказ от рациональности как ценности означает тем самым взламывание самого фундамента этой культуры. Между прочим, либерализм, являющийся одним из оснований современного демократического общественного устройства, невозможен без принятия принципа рациональности. Ибо индивид может быть свободным только в том случае, если он принимает такие решения, за которые он готов нести ответственность. А это предполагает, что он осмысливает существующую ситуацию, принимает во внимание свои интересы и интересы других людей и социальных групп и т.д., предвидит последствия принимаемых решений и т.д. Недаром признанные теоретики либерализма всегда уделяли принципу рациональности вообще и научной рациональности в частности особое внимание. "Открытое общество" по К. Попперу необходимо предполагает этот принцип. Очевидно, что без опоры на этот принцип невозможны не только демократия в ее современном виде, но и решение экологических проблем, и переход к информационной цивилизации, о которой так много пишут сегодня. Имеет ли в современных условиях шансы на выживание то общество, которое отказывается от научной рациональности как от культивируемой ценности? Я думаю, что нет.

Я хочу привести один пример того, что означает на практике модная сегодня в определенных кругах установка на стирание грани между истиной и ложью. Речь идет о некоторых современных трактовках психоанализа. Его основатель 3. Фрейд претендовал на то, что его теория является вполне научной, т.е. рационально обосновываемой, проверяемой фактами и прежде всего фактами успешного излечения. Правда, с точки зрения К. Поппера психоанализ является псевдонаукой, так как эта теория не выдерживает испытания принципом фальсификации, который по К. Попперу помогает отделить научные высказывания от высказываний лженаучных. Для меня, однако, важно подчеркнуть то, что сам 3. Фрейд исходил из научности своей теории. Он считал, что в психоаналитическом сеансе больной с помощью терапевта добывает истинное знание о себе, докапывается до своих глубинных бессознательных переживаний, осознает их и тем самым получает возможность их контролировать, становится хозяином самого себя, свободным человеком, ибо свобода основана на знании. Поэтому по 3. Фрейду очень важно, чтобы в процессе психоаналитического сеанса терапевт помогал пациенту осознать его реальные бессознательные импульсы, а не внушал нечто последнему. С целью предотвратить нежелательное внушение были разработаны специальные приемы психоаналитической процедуры, которые соблюдаются практикующими психоаналитиками.

Со временем, однако, выяснилось, что их выполнение во многих случаях не предотвращает такого рода внушения. Некоторые современные теоретики психоанализа из этого факта, который противоречит исходной установке 3. Фрейда и ставит под вопрос научный статус психоанализа, сделали вывод в духе модной сегодня в определенных кругах теории о стирании грани между истиной и ложью. Бессмысленно утверждать, говорят эти теоретики, что в психоаналитическом сеансе больной осознает реальное положение дел: свои бессознательные влечения и факты своей прошлой жизни, память о которых была вытеснена. Задача психоаналитической процедуры согласно такому пониманию состоит в другом: сконструировать у пациента, в том числе с помощью внушений психотерапевта, такую структуру психической жизни, которая является внутренне согласованной. Неважно, что больной "вспомнит" при этом о таких фактах, которых на самом деле не было. Существенно другое: таким образом он сможет избавиться от неврозов.