Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 25

Причем речь здесь, очевидно, идет не только и даже не столько о теоретической альтернативе, возникшей перед методологическим сознанием науки, сколько о реальном культурном и практическом выборе. Ибо наука просто вынуждена сегодня утверждаться в практической сфере. Настаивая на этом, я имею в виду далеко не только нашу частную отечественную ситуацию, предельно заострившую у нас в стране вопрос о судьбе науки, хотя, конечно, вопрос о финансировании "по остаточному принципу" уже сложившейся, т.е. живой, населенной, технически насыщенной, мощнейшей региональной системы науки достаточно показателен. Однако отнюдь не только в нашей стране, но и в экономически процветающих странах общество уже сегодня просто не в состоянии финансировать абсолютно свободный научный поиск -слишком дорого он ныне стоит. Общественно-экономическим условием роста научного знания является сегодня развитие прикладной науки. В этой ситуации мне представляется, что проблема будущего науки - это в значительной степени проблема реализации принципов и целей фундаментального познания в контексте неизбежного роста прикладных ориентаций в решении познавательных задач. И именно в этом контексте самостоятельный интерес представляет тема псевдонаучного знания.

В связи со сказанным, между прочим, вырисовывается интересная перспектива обсуждения эпистемологических и методологических вопросов, задаваемых сегодня проблематикой нестандартного знания вообще и псевдознания в частности. Я имею в виду анализ знания, функционирующего вне собственно познавательных контекстов, вне контекстов, где добытое знание прямо используется для создания нового знания. Именно там, где знание функционирует прежде всего как основа практического действия, мы сталкиваемся с аспектами темы псевдознания, приобретающими сегодня особую актуальность. Ибо все отчетливее констатируем мы тот факт, что эффективность и истинность - не столь однозначно связаны, как это казалось, и что поэтому формально различить знание и псевдознание в плоскости эффективности весьма и весьма нелегко. Очевидно, что эта констатация не может не иметь гносеологических последствий для науки.

О возникающих здесь проблемах, кстати, свидетельствует опыт прикладной науки - наиболее демонстративного способа функционирования научного знания в непознавательных контекстах. Прикладное исследование ориентировано существенно иным образом, нежели фундаментальное, и особенности этой ориентации сказываются и на форме прикладного знания, и на характеристиках его динамики. Достаточно сказать, что поиски нового знания о мире, являющиеся для фундаментального исследования целью самодовлеющей, для прикладного исследования являются задачей побочной, главной же целью для него является технологическая эффективность знания. Поэтому в планировании и экспертной оценке полученных в прикладной науке результатов резко возрастает роль финансирующих организаций (явного или неявного заказчика), что в фундаментальной науке недопустимо. Да и знание в прикладной науке зачастую принимает форму, исключающую его дальнейшее использование для добывания нового знания, но зато способствующую его технологическому использованию. Так ориентирована сегодня весьма значительная, если не большая часть научно-познавательной деятельности, особенно в области социально-гуманитарных наук. Знание предстает здесь в ином виде, ориентировано иными параметрами. И главная его характеристика - не истинность, а как раз эффективность. Но ведь бывает и так, что весьма эффективно функционирует в практических контекстах заблуждение. И тогда перед нами встает в предельно острой форме вопрос: а насколько общество действительно нуждается в том, чтобы положить в основу нашего действия, в основу нашей жизни именно научное знание, а не любого типа идейные образования, отвечающие требованию эффективности? При каких условиях и в контексте каких целей эта практическая потребность общества в научном знании становится необходимостью? Вот в чем, на мой взгляд, и состоит актуальный сегодня аспект проблемы размежевания науки с псевдонаукой.