Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 7

Теперь, имея в виду сказанное, мы можем выбрать сценарий нашего обсуждения. Если мы хотим разыграть здесь партию постиндустриального (информационного) общества, предположив, что это современная стадия развития науки и что сами мы ученые и потому входим в мировое научное сообщество - входим вопреки тому, что его центры и его основное "тело" уже находятся за пределами России - тогда мой (предварительный) ответ на поставленный вопрос сводится к утверждению, что проблема отношения научного знания к вненаучному есть не что иное, как вопрос об условиях ассимиляции современным "организмом" науки тех или иных компонентов современного вненаучного знания, предварительно превращенного в "чистую фактичность", теми теоретическими средствами, за спиной которых вся история "европейской" науки. Это значит - сначала непрекращающиеся попытки включить "странные факты" в теоретические модели фундаментальной науки, отвечающие современным принципам научности, затем попытки воспроизвести эти факты (или, скажу осторожнее, аналог этих фактов) экспериментально и технически, создавая теоретически оправданные технологии эксперимента и производственные. В процессе "диалектики" теоретической (рациональной) мысли и вненаучной фактичности, разумеется, инструментарий теоретического знания может и должен совершенствоваться; но при этом должен быть сохранен общий "канон рациональности"! Без рационального мышления наука, на мой взгляд, существовать не может.

Это значит, что вненаучный факт, на который может быть обращено внимание ученого, находится "на внешней границе" науки, на ее "пограничной полосе", в области неопределенности. Только за этими "обитателями поверхности" может быть признано право претендовать на статус научности. Вненаучный факт должен быть превращен в научный, стать частным случаем рациональной теоретической модели, прежде чем его принимать в состав научного знания. Это значит, что он должен поддаваться рационализации. До того как получить права гражданства в государстве ученых, он обязан "проходить кандидатский стаж". Если это требование не соблюдать, если "канон рациональности" размягчается в угоду "росту эмпирической массы" науки, то начнется эрозия современной науки, и первым ее результатом станет превращение научного знания во что-то вроде энциклопедии Даламбера, за которой маячит "радикальный эмпиризм". Иначе говоря, история науки идет вспять. Такое реверсивное развитие сегодня в принципе возможно, в связи с тем, что рациональную теоретическую мысль ныне во многих случаях достаточно успешно заменяет статистическая обработка и просчет вероятностей средствами высокоэффективной вычислительной техники, которая сама уже может существовать неопределенно долго (правда, без особой надежды на радикальное совершенствование) и без каких бы то ни было фундаментальных, теоретических исследований. Отсюда следует, что высшие достижения информационной техники, компьютеры, могут стать, наподобие нитратов в сельскохозяйственном производстве, могучим средством роста "массы науки" (так сказать, "эволюция знания" в чистом виде) - и только. Но, по большому счету, это конец научного развития, это тупик европейской культуры.