Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 16

Абстрактное сравнение некоторой лженауки с наукой вообще не корректно и не позволяет использовать никакие критерии. В целом вопрос о данных критериях - часть оборонительной стратегии науки против лженауки, отличающейся негативной социокультурной ролью и при этом претендующей на научный статус и соответствующее социальное влияние и поддержку. Во всех других случаях этот вопрос утрачивает смысл, поскольку наука существует в единстве с другими элементами культуры в процессе взаимопроникновения и взаимного обогащения. Однако и здесь не составляет труда отличить знание в рамках искусства, морали, повседневного опыта, религии и мифа, если они не претендуют на статус науки, от научного знания. Лишь последнее подвержено постоянному обновлению, нет ничего более зыбкого, чем научная истина, готовая к дополнению и пересмотру. Всякое другое знание значительно более консервативно и порой даже незыблемо: Христос, Софокл, Рафаэль, Моцарт предлагают нам практически не устаревающие способы видения мира.

К вопросу об идеалах и нормах науки. На мой взгляд, нет оснований говорить о том, что фундаментальные идеалы и нормы науки, сформированные еще в рамках классического естествознания, а частью и ранее, сегодня претерпевают изменение. Истина, объективность, интерсубъективность, логичность, системность, доказательность, воспроизводимость эксперимента, теоретичность, простота, красота в самом общем виде - это золотые правила научной нравственности, регулятивные идеи, специфически истолковываемые применительно к разным наукам. Говорить об их устаревании, размывании как о факте - значит признавать утрату наукой специфической социокультурной формы. Иное дело, что конкретные методологические требования и регулятивы, представляющие собой историческую форму общих правил научного этоса, постоянно находятся в процессе изменения, обновляются практически и с приходом всякой новой парадигмы. Специально-научные нормы и идеалы составляют вокруг ядра общенаучных норм и идеалов что-то вроде пульсирующей оболочки, которая то растягивается, то съеживается, то затуманивается, то обретает прозрачность или четкий геометрический рисунок в зависимости от специфики данной науки, ее исторического этапа, принимаемых фундаментальных теорий, социокультурных условий ее функционирования.

Говоря о науке в целом, не следует забывать, что наряду с теоретической и экспериментальной наукой существует процесс преподавания науки, популяризация науки и ее использование (как практическое, так и теоретическое) для вненаучных целей. Психоанализ, социологические опросы, статьи политологов не могут быть однозначно квалифицированы как наука или как ненаука. Это все феномены, в которых определенные научные теории объединяются со специфической практикой, практическим искусством и определенными социальными целями. Их целью может быть подтверждение (опровержение) или популяризация некоторых теорий, объяснение (прогнозирование) или описание явлений, но также и лечение, пропаганда или "промывание мозгов" - вещи, внутренне не связанные с наукой. Приверженность общенаучному этосу идеалов и норм - самый простой критерий принадлежности к научному сообществу психотерапевта, практикующего социолога или политолога и вообще всякого гуманитария (историка, антрополога, лингвиста, философа), который не ограничивается теоретизированием, но пытается практически применить результаты своей науки.