Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола"), страница 20

Говоря об условиях формирования кадрового состава современной российской общественной науки, нельзя не отметить и тот факт, что идеолог пошел в науку. Идеологические работники - а это не только профессиональные "бойцы идеологического фронта", но по сути и многие дипломированные специалисты, преподаватели таких дисциплин, как "научный коммунизм", "научный атеизм", "история КПСС", "политэкономия социализма" и т.д. и т.п., оказавшись в новой реальности, вынуждены заниматься, хотя и более традиционными, но новыми для них предметами, относящимися уже к сфере не идеологии, а научного познания. Не их вина, а наша общая беда заключается в том, что, став культурологами, политологами, социологами, религиоведами и т.д., они принесли с собой в научное сообщество свою, не способствующую поиску и утверждению научной истины ментальность: приверженность догмам, отсутствие навыков самостоятельного мышления, склонность к колебаниям вместе с "генеральной линией", привычное "чего изволите?" в отношениях с властью. Впрочем, нельзя не признать, что это скорее количественные, чем качественные изменения. Ведь за последние десятилетия и сама наша общественная наука не раз давала яркие образцы всего этого.

Отмечая тенденцию к снижению интеллектуального и индивидуально-личностного потенциала научного сообщества, я склонен считать, что это одна из важнейших причин того, что наука перестает быть витриной, парадным фасадом нашего общества. И, как ни горько это констатировать, в какой-то мере это вызвано тем, что внутри науки нет тех социальных отношений, которые можно было бы если не выставить на витрину, то использовать для укрепления здания. Мы слишком долго опирались на внешние, вненаучные формы организации и регуляторы познавательного процесса. Конечно, популярное у советских ученых присловье: "ЦК цыкает, а ЧК чикает" далеко не полно описывает эти регуляторы, среди которых были и щедрое финансирование приоритетных для государства исследований и получение званий и должностей на основе не научных, а партийных заслуг.

Сегодня мы не просто должны отличать научное знание от вненаучного или антинаучного, рациональное от иррационального, но и защищать свое сообщество, вырабатывать и совершенствовать механизмы его жизнедеятельности. Конечно, это задача не только отечественной науки, но у нас она стоит особенно остро и актуально. Мы оказались практически беззащитными, непосредственно столкнувшись с волшебниками, мистиками и просто жуликами. Ведь тех, кто охранял чистоту науки снаружи, уже нет, а того, что обеспечивало бы ее изнутри, еще почти нет, В институте науки только начинают появляться элементы нормальности. Так, сегодня нас так же мало заботит получение разрешения на проведение того или иного исследования, публикацию его результатов, как освобождение от поездки на картошку в подшефный колхоз. Есть деньги и желание - исследуй, познавай, публикуй! А вот наука это или не наука - решает научное сообщество, которое оказалось, мягко говоря, не вполне готово к вставшей перед ним задаче.

Дело не только в том, что в отечественной науке по-прежнему сильны ожидания того, что, мол, "барин приедет, барин нас рассудит", а директивные инстанции запретят заниматься "лженаукой, мракобесием и поповщиной". Оно становится яснее, если обратиться к мировому опыту взаимодействия отдельно взятого, без ЦК и ЧК, института науки с теми, кто претендует на свое участие в познавательной деятельности. (Я имею в виду, прежде всего, наших, так сказать, "контрагентов" из числа шаманов, йогов, колдунов и других чародеев, а не ищущих достойного места в научном сообществе заурядных многочленов разнообразных академий всевозможных наук.) Такое обращение вынуждает меня оспорить неоднократно высказывавшееся мнение о том, что никакая магия, никакое колдовство, никакие прочие псевдонаучные или квазинаучные направления никогда бы не сумели поколебать великий авторитет науки, если бы сама наука не была бы так ослаблена изнутри своим нравственным, духовным, политическим, интеллектуальным несовершенством.