Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 9


Выводы

Наиболее подходящими параметрами для описания внутригруппового конфликтного поведения можно считать такие параметры, как " согласие - несогласие" и "активность - пассивность". Использование этих параметров дает возможность проводить исследования, не смешивая зависимые и независимые факторы, объединять разрозненные многосторонние поведенческие модели, устанавливать внутренние связи между различными компонентами этих моделей ("уклонением", "подлаживанием", "желанием контролировать ситуацию", "нежеланием идти на уступки", "отстаиванием идеи", "отстаиванием результата"). Наличие подобных связей, подтвержденное эмпирически, позволяет утверждать, что конфликтные поведенческие модели представляют собой сложный комплекс взаимозависимых компонентов, а не единый, самостоятельный блок. Каждый из типов сложного конфликтного поведения может быть описан с помощью двух параметров: "частоты употребления компонентов" и "сочетаемости компонентов".

Теперь попробуем разобрать следующий вопрос: почему в определенных ситуациях возникает тот или иной тип конфликтного поведения?

Объясняющий подход

Для выяснения причин возникновения различных типов конфликтного поведения некоторые авторы используют так называемые "структурные модели". Они включают в себя набор устойчивых характеристик, выявляющих склонность участников конфликта к определенной модели поведения: особенности исследуемой организации, особенности исследуемой группы, взаимоотношения между членами группы, предрасположенность членов группы к тому или иному типу поведения, степень взаимной зависимости членов группы, противоборствующие интересы, давление со стороны, внутригрупповые правила и установки и т.д. (Katz & Kahn, 1978; Lewicki, Weiss & Lewin, 1992; Thomas, 1992; Van de Vliert - готовится к печати, a). В качестве примера можно привести сравнительный анализ двух типов конфликтного поведения, сделанный Mintzberg (1979). Первый тип характерен для членов бюрократических организаций с жесткой структурой, второй - для открытых мобильных организаций с более свободной структурой. Особенности бюрократических организаций - централизация, стандартизация трудовых процессов, внешний контроль - приводят к тому, что конфликты здесь не разрешаются, но и не подавляются. Они скорее сдерживаются, причем таким образом, чтобы трудовой процесс не прерывался. При этом используются такие модели поведения, как "устранение", "приспособление", "желание контролировать ситуацию", "нежелание идти на уступки". В организациях с более свободной структурой, характерными особенностями которых являются децентрализация, равноправие членов, контроль специалистов, конфликты не сдерживаются, а, так сказать, переводятся в спокойное русло с тем, чтобы после их окончания специалисты, выступавшие до этого как противники, могли бы сплотиться в одну многофункциональную команду. Типичными моделями поведения для таких организаций являются "поиск компромисса", "решение проблемы", "отстаива-ние идеи" и "отстаивание результата".

Помимо структурной модели для объяснения выбора конфликтного поведения используется также "модель развития", ориентированная на циклические и динамические процессы, предшествующие конфликту. В эту модель входят такие характеристики, как переориентация, разработка идеи, действие, противодействие, возможность повлиять на результат, повторная переориентация и т.д. (De Dreu, Nauta & Van de Vliert, 1995; Filley, 1975; Lewicki и др., 1992; Rahim, 1992; Thomas, 1992; Walton, 1987). Так, согласно теории межличностных отношений, определенное конфликтное поведение одной стороны влечет за собой соответствующее конфликтное поведение другой стороны (Kiesler, 1983; Orford, 186, 1994; Pruitt, 1981; Tracey, 1994). По правилу дополняющих реакций лидерство одной стороны сопровождается подчинением другой, и наоборот. По правилу аналогичных реакций враждебность одной стороны влечет за собой враждебность другой, а дружелюбие одной стороны рождает дружелюбие другой. То есть, согласно общему закону социальных отношений, выведенному Deutsch (1973, с. 365), "процессы и реакции, рождающиеся при определенном типе социальных отношений... приводят к определенному, вполне конкретному типу социальных отношений". Хотя правило аналогичных реакций проявляется гораздо чаще, чем правило дополняющих реакций, оба они, несомненно, влияют на выбор конфликтного поведения.