Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 34

Результаты многих исследований прекрасно доказывают, что программы по разрешению конфликтов и равному посредничеству ведут к уменьшению дисциплинарных проблем, насилия, обращений за помощью, оставлений после уроков и временных отстранений от учебы. Однако данные могут быть интерпретированы с большой осторожностью. Большинство программ по разрешению конфликтов и посредничеству не предусматривают индикаторов проверки влияния на дисциплинарные проблемы и, следовательно, данные об этом влиянии могут быть не репрезентативными. Приводимые данные основаны на корреляциях, описаниях, предоставленных непосредственными участниками событий, и свидетельств людей, принимавших участие в осуществлении программ. Не выделены концептуальные модели, детализирующие то, как эти программы в результате приводят к меньшему насилию, сокращению обращений за помощью по поводу дисциплины, временных отстранений от учебы и снижению дисциплинарных проблем в целом. Предоставленные данные дают пищу уму, а тщательно проверенных и основательных исследований недостаточно.

Кроме этих проблем, есть еще одна. Данные вызывают сомнения в достоверности из-за недостаточной четкости определений зависимых переменных. Такие понятия, как драка, дисциплинарная проблема, обращение за помощью, временное отстранение от учебы, неясны и могут интерпретироваться совершенно по-иному разными исследователями и учителями, что, следовательно, создает трудности при сравнении полученных в исследованиях данных. Наконец, широкое разнообразие программ по разрешению конфликтов и равному посредничеству затрудняет обобщение их влияния на зависимые переменные. В целом, трудно получить однозначный ответ, когда неясны как природа изучаемых программ, так и зависимых переменных.

Каково же влияние программ по разрешению конфликтов и посредничеству на учителей, представителей администрации, руководителей школ и родителей? Изучению этого вопроса были посвящены несколько исследований (Johnson, Johnson и Dudley, 1992; Johnson, Johnson, Dudley и Acikgoz, 1994; Johnson, Johnson, Dudley и Magnuson, 1995). В каждом исследовании было проведено интервьюирование учителей, принимавших участие в программах, и руководителей школ. Все они поддерживали, одобряли эти программы. Учителя, директора и родители говорили, что школьники стали управлять своими конфликтами более конструктивно и независимо, учителя и руководители, следовательно, стали тратить намного меньше времени на разрешение конфликтов между учениками, а родители проявили значительный и позитивный интерес к программам.

Резюме

Широкое разнообразие программ по разрешению конфликтов и равному посредничеству, внедряемых в школах, может генерировать много различных результатов. Доказательства, приводимые исследователями, говорят, что учащиеся стремятся воспринимать как негативные, так и позитивные результаты конфликта, и до тренинга ученики часто оставляли конфликты неразрешенными. После тренинга учащиеся стремились разрешать конфликты через дискуссии и интегративные переговорные процедуры (скорее, чем через разделительные), отношения учащихся к конфликту и климату в школе становилось более позитивным, росли психологическое здоровье и самооценки учеников, уменьшились дисциплинарные проблемы, персонал школ и родители начали относиться к программам более позитивно. Посредничество сверстников почти всегда приводит к работающим и стабильным, но очень простым соглашениям.

Интеграция тренинга по разрешению конфликтов в курсы английской литературы ведет к росту академических успехов. Не фиксируемыми результатами программ являются воздействие на учеников (негативное или позитивное), эмоциональный вклад во взаимоотношения, воспринимаемая честность соглашений, разрыв или продолжение взаимодействий, качество взаимоотношений после разрешения конфликтов.

Критический разбор исследований:
какова степень доверия к нашим знаниям?