Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 20

Преимущества предложенного метода

В начале нашей работы мы охарактеризовали описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы к изучению конфликтного поведения как три качественно различных подхода. На основании всего вышеизложенного мы предлагаем объединить их в один - простой, доступный и универсальный подход. Действительно, если принять за данность, что каждый из подходов, по существу, является ответом на три главных вопроса, стоящих перед исследователем, а именно: "что", "почему" и "как", - то вполне закономерным будет задать эти вопросы сразу и получить на них один ответ. Анализируя работы других исследователей, мы неоднократно замечали, что такие параметры, как ориентация на себя, ориентация на противника, интеграция и распределение, ошибочно используются для описания причинно-следственных характеристик конфликтного поведения. В то же время такие удобные и емкие описывающие параметры, как "соревновательность" и "кооперативность", оказались совершенно неподходящими для объясняющего подхода. Более того, многие рекомендательные методы и модели не опирались ни на описывающие характеристики, ни на объясняющие примеры.

В качестве дополнительного аргумента в пользу предложенного нами метода мы можем привести такое соображение: любое строительство, будь то строительство здания или построение новой теории, должно вестись планомерно: от начала к завершению, от фундамента к крыше. В основе нашей теории, как мы считаем, должны лежать теоретически обоснованные и практически жизнеспособные описывающие параметры. Следующий слой, логически опирающийся на предыдущий, составят объясняющие параметры. И, наконец, завершат нашу конструкцию четкие и ясные рекомендации, выведенные из подробно описанных и убедительно объясненных фактов. Используя предложенный нами метод, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом разрешения конфликта может быть сложный тип конфликтного поведения, состоящий из таких компонентов, как "решение проблемы" и "отстаивание результата".

Выводы

Проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

Выбор подхода

1. Умение четко различать описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы помогает проводить как теоретические исследования, так и практические разработки.

Описывающий подход

2. Двойная модель "кооперативность - соревновательность", тройная модель "бездействие - содействие - противодействие" и многосторонняя модель "устранение - подлаживание - поиск компромисса - решение проблемы - сопротивление" могут быть объединены в одну модель с помощью парных параметров "согласие - несогласие" и "активность - пассивность".

3. Поведение участника конфликта складывается из одновременно или последовательно развивающихся компонентов. Совокупность этих компонентов, образующих всевозможные сочетания и употребляющихся с той или иной частотой, создает сложный тип конфликтного поведения.

Объясняющий подход

4. Положительная целевая зависимость, установившаяся между конфликтующими сторонами, способствует сближению целевых ориентаций сторон. Отрицательная целевая зависимость обостряет разницу между целевыми ориентациями, делая ориентацию на себя сильнее, а ориентацию на противника слабее.

5. Каждая из конфликтующих сторон находится не в одной, а в нескольких целевых зависимостях от другой стороны, что, в свою очередь, создает сложные сочетания целевых ориентаций у каждой стороны. Частота употребления тех или иных компонентов сложного конфликтного поведения определяется комплексом различных целевых зависимостей и различных целевых ориентаций.

Рекомендательный подход

6. Создание положительной целевой зависимости между участниками конфликта будет эффективным только в том случае, если целевые ориентации участников находятся на достаточном уровне.

7. Наиболее результативным способом разрешения конфликта является сложный тип конфликтного поведения, состоящий из таких компонентов, как "решение проблемы" и "отстаивание результата".