Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 33

В ходе исследования эффективности программы по равному посредничеству, проведенному Tolson, McDonald и Moriarty в 1992 году, были отобраны 14 учеников с одной ступени с учетом их лидерских способностей, и они были обучены процедурам посредничества. Посредничество в значительной степени снизило число обращений за помощью при межличностных проблемах, но не отразилось на количестве обращений за помощью при дисциплинарных проблемах. Посредники воспринимались как справедливые, полезные и умелые в 75% случаев.

Sherrod (1995) проводил широкомасштабное исследование высших школ Калифорнии и опросил 74% "администраторов, ответственных за дисциплину учащихся". Около 70% респондентов ответили, что программы по управлению конфликтами снижают случаи временного отстранения от учебы, и более одной трети видели результат внедрения программ в уменьшении исключений из школы. Большинство респондентов воспринимали программы как средство, снижающее уровень насилия в школе, расколы в классе, уменьшающее повторные обращения за помощью и число временных исключений. Davis (1986) привел данные о Команде школьных посредников по альтернативному разрешению конфликтов в одной из школ Нью-Йорка. За два года при помощи посредников были разрешены 260 конфликтов, в которых участвовало 620 учеников. Развивающее интервьюирование показало, что 90% соглашений были поддержаны. Временные отстранения от учебы за драки сократились с 63 (1982/1983 уч. год) до 34 (1983/1984 уч. год) и 18 (1984/1985 уч. год). В ходе исследования высшей школы, в которой обучалось 1070 учеников 9 - 12 ступеней, проведенного Tolson, McDonald и Moriarty в 1992 году, было отмечено, что число обращений за помощью при возникновении межличностных проблем было снижено благодаря программе по равному посредничеству, а юноши лучше воспринимали посредничество, нежели девушки.

Проведя оценку Уэйфилдской Программы по равному посредничеству, McCormick (1988) отметил, что число драк снизилось почти на половину (официальные обращения за помощью по поводу драк уменьшились на 47%). Roderick (1989) проводил исследование программы по посредничеству в начальной школе Бруклина. 87% респондентов из числа учителей заметили снижение физического насилия в классах, уменьшение использования различных форм вербального подавления, а также то, что учащиеся стали спонтанно использовать навыки по разрешению конфликтов. Примерно столько же учителей заметили изменения в собственном использовании навыков активного слушания и процедуры по разрешению конфликтов как в классе с учениками, так и в личной жизни. Сведения о снижении драк и уменьшении деструктивного поведения учеников, как результате внедрения программ по разрешению конфликтов и посредничеству, привели Bradley, Burrell и Vogl, Koch и Miller.

Отчет Союза Метисов (1990) исходил из оценки Программы по Творческому разрешению конфликтов, внедрявшейся в ряде школ Нью-Йорка в 1988-1989 учебном году. В нем отмечено, что 70% респондентов из числа учителей зафиксировали снижение демонстрации детьми физического насилия в классе либо на немного, либо в значительной степени. 66% учителей отметили уменьшение ругани и вербального подавления между детьми. Ученики стали чаще использовать поддерживающие комментарии (63%), возросло стремление сотрудничать (69%), больше стали заботиться друг о друге (78%), а также развились умения понимать другие точки зрения (71%).

По данным Parkhurst (1988), проводившего исследование программы по разрешению конфликтов в 4-6 ступенях при помощи опроса учителей и наблюдения, произошло снижение числа конфликтов и фактов агрессивного поведения (об этом заявили 80% учителей). Такое же количество людей сказали о росте способностей учеников мирно разрешать конфликты. Оценка посреднической программы, проведенная Maday (1988), показала следующее. В течение 1986-1987 учебного года половина учащихся 6 ступени получали знания по способам мирного разрешения споров, а 18 специально отобранных учеников прошли 10-ти часовой тренинг по управлению конфликтами. В конце учебного года подготовленные ученики воспринимали своих учителей более благожелательно, а себя как людей, имеющих меньше делинквентных действий (таких как случаи физического насилия, воровство, употребление наркотиков). Учителя воспринимали эту группу учащихся более способной к взаимодействию со взрослыми и самовыражению. Учителя верили, что программа помогла учащимся стать более напористыми и способными высказываться. Удивительно, но подготовленные посредники кричали и ругались с учителями более часто.