Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 51

6.  Сформулируйте соглашение.

Упражнение "Найди компромисс".

I. Один из участников тренинга предлагает свою конфликтную ситуацию и описывает ее кратко. Другие участники тренинга могут задать вопросы на уточнение. "Хозяин ситуации" выбирает еще одного человека для демонстрации.

II. Демонстрация продолжается не более 15 мин. Два человека ведут диалог. Остальные участники тренинга наблюдают за происходящим, отслеживают шаги каждого и анализируют этапы достижения компромисса в соответствии с предложенными ранее.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

-  Насколько было выполнено задание по достижению компромисса?

-  Были ли затруднения при достижении компромисса?

-  Что с Вашей точки зрения является наиболее существенным в этом стиле поведения?

8. Подведение итогов по стилям.

9. Подведение итогов первого дня.

Вопросы:

-  Что нового Вы узнали о себе?

-  Какая информация явилась для Вас наиболее значимой?

-  Что требует дальнейшей проработки?


2 день

9.00 - 12.15

1. Коммуникация в конфликте. Постановка проблемы.

Коммуникация (от англ. communicate сообщать, передавать) понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

1.  Для характеристики структуры деловых и межличностных связей;

2.  Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще.

 


Процесс коммуникации

                                                                           

Коммуникация:

Информация:

*  вербальный уровень

*  невербальный уровень

*  энергетический уровень

*  55% через неречевое общение (жесты и т.п.)

*  38% через голос (высота, тембр и т.д.)

*  7% через содержание сказанного

2. Вербальная информация.

Упражнение 1. "Яблоко".

I. Тренер дает вводную информацию. Ему необходимо одно яблоко. Никто из участников тренинга не может помочь ему в решении проблемы.

II. Тренер по очереди обращается к каждому участнику тренинга с просьбой помочь решить проблему.

III. Участники тренинга анализируют диалог и отвечают на вопросы:

¾  Получили ли Вы информацию по содержанию проблемы?

¾  Каким образом можно было углубить содержательный пласт диалога?

¾  Что необходимо было сделать для расширения альтернатив выхода из проблемной ситуации?

Упражнение 2. "Испорченный телефон".

I. Из числа участников тренинга выбирают группу для участия в упражнении в количестве 5-6 человек. Тренер объясняет условия упражнения: один из этой группы выслушивает информацию, затем передает ее другому человеку; задача участников упражнения передать информацию в наиболее полном объеме.

II. Тренер зачитывает информацию первому участнику упражнения, который передает ее следующему и так далее. Остальные участники тренинга отслеживают искажения в передаче информации.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

¾  Произошло ли искажение информации и на каком этапе? Чем вызвано это искажение?

¾  Что, по мнению участников, необходимо было сделать для предотвращения искажения информации при ее передаче?

Упражнение 3. "Диалог".

I. Из числа участников тренинга выбирают двух человек. Тренер задает тему диалога и ставит задачу: уточнить позиции, интересы, чувства друг друга в ходе диалога.

II. Два человека ведут диалог, остальные участники тренинга отслеживают, каким образом выполняется поставленное задание.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

¾  Что использовалось для уточнения позиций, интересов, чувств друг друга в ходе диалога?

¾  Можно ли было сделать диалог более продуктивным с точки зрения достижения поставленной тренером цели?

¾  Что Вы могли бы предложить для повышения эффективности коммуникации в диалоге?

3. Активное слушание.

Правильно слушать -
 это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего

Правила активного слушания

1.  Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Постоянно оценивайте свое понимание сообщения.

2.  Дайте собеседнику время высказаться. Не подчеркивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.