Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 5

"Кооперативность - соревновательность"

Под "кооперативностью" обычно понимается поведение, направленное на достижение соглашения, под "соревновательностью" - поведение, ориентированное на отсутствие такого соглашения (см., например, Axelrod, 1984; Johnson & Johnson, 1989; Thomas, 1976, 1988). Противопоставление подобных моделей в рамках изучения конфликтного поведения представляется нам довольно спорным, поскольку в каждой из моделей прослеживается как активный, так и пассивный тип поведения. Кооперативный тип поведения может включать в себя множество вариантов: от пассивного неучастия, зачастую весьма далекого от "согласия", до активного, деятельного улаживания спорного вопроса, имеющего явные признаки "согласия" (Van de Vliert - готовится к печати, b). Таким образом, под "кооперативностью" в данном случае понимается поведение, характеризующееся отсутствием соревновательности и имеющее как активную, так и пассивную форму.

"Бездействие - содействие - противодействие"

Схема, выдвинутая Horney (1945), включала в себя три типа конфликтного поведения: пассивное "бездействие" (уход от общения и боязнь конфронтации), активное "содействие" (поддерживание контакта с другими участниками конфликта) и агрессивное "противодействие" (противопоставление себя остальным участникам конфликта). В принципе, все три типа поведения могут рассматриваться как три варианта "кооперативности", отслеженной на уровне "активности - пассивности". При изучении конфликтов в деловых коллективах, Lawrence и Lorsch (1967) эмпирическим путем установили наличие предложенных Horney (1945) типов конфликтного поведения. Аналогичные результаты были получены и в процессе других исследований (см., например, Weider-Hatfield, 1988; Wilson & Waltman, 1988). Putnam и Wilson (1982) обозначили типы поведения, выявленные ими в результате факторного анализа, как "уход от конфронтации" ("бездействие"), "ориентацию на принятие решения" ("содействие") и "желание контролировать ситуацию" ("противодействие"). В ряде работ (см., например, Gulliver, 1979; Pruitt, 1981; Wall, 1985) "активная кооперативность" и "ориентация на принятие решения", направленные на выгодный для обеих сторон исход конфликта, объединяются в одну модель поведения, получившую название "ориентация на переговоры".

Пятисторонняя модель

Модель, включающая в себя такие типы поведения, как "устранение - подлаживание - поиск компромисса - решение проблемы - сопротивление" (Blake и Mouton, 1964, 1970; Hall, 1969; Rahim, 1992; Thomas, 1988, 1992), может рассматриваться как более дробная трехсторонняя модель, описанная выше. По сути дела, "устранение" и "подлаживание" - это две разновидности одного и того же типа поведения, направленного на уход от общения, то есть "бездействие" (Rubin и др., 1994). При этом "уход от конфронтации" будет проявляться или в виде отсутствия всякой реакции (как "согласия", так и "несогласия") - "устранение", или в виде открыто выраженного "согласия" - "подлаживание". Иными словами, и "устранение", тяготеющее к "несогласию", и "подлаживание", тяготеющее к "согласию", вполне могут быть объединены в одну группу, озаглавленную "пассивный уход от конфронтации".

Что касается такого типа поведения, как "активная кооперативность", то его можно разделить на два подтипа: "поиск компромисса", выражающийся во взаимных уступках и тяготеющий скорее к "несогласию", и "решение проблемы", выражающееся в достижении выгодного для всех сторон соглашения и тяготеющее к "согласию" (Putnam & Wilson, 1989; Van de Vliert & Hodijk, 1989; Walton & McKersie, 1965). Таким образом, мы получили пятистороннюю модель, правильность которой подтверждена многочисленными исследованиями конфликтов в различных группах (см., например, Prein, 1976; Rahim, 1983; Van de Vliert & Prein, 1989; Van de Vliert & Kabanoff, 1990).