Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 2

Конфликтной обычно называется такая ситуация, в которой одни члены группы мешают или противодействуют другим, при этом реакция первых может быть как полезной для всей группы в целом, так и вредной (Van de Vliert, готовится к печати - a, b). Существует масса поведенческих моделей, способствующих разрешению конфликта. Roloff (1976), например, зарегистрировал 44 такие модели, а Wall (1985) перечислил и систематизировал 169 поведенческих тактик. При таком обилии моделей весьма существенным является вопрос о принципах их классификации (см., например, Daves & Holland, 1989; Psenicka & Rahim, 1989; Sternberg & Dobson, 1987; Van de Vliert, 1990; Van de Vliert & Euwema, 1994). Несмотря на то, что этот вопрос достаточно подробно освещается во многих работах, единого мнения относительно принципов подобной классификации пока не существует.

В данной главе мы попытаемся проанализировать три парных параметра, используемых при описании и сравнении различных конфликтных поведенческих моделей: а) "ориентацию на собственные цели" и "ориентацию на цели других участников конфликта"; б) "интеграцию" и "распределение"; в) "ослабление - усиление" и "пассивность - активность". Именно эти параметры обычно применяют для причинно-следственного описания поведенческих моделей. Недостаток подобной методики заключается в смешивании зависимых и независимых факторов, что, безусловно, мешает проводить четкое и объективное исследование. Более приемлемой, на наш взгляд, является методика, предложенная в работах других авторов (Van de Vliert & Euwema, 1994) и заключающаяся в использовании таких параметров, как "согласие" и "активность". Мы считаем, что эти параметры можно с успехом применять не только для анализа конфликтных поведенческих моделей, но и для разработки приемов и способов разрешения конфликта. Преимущество этой методики заключается в том, что каждая поведенческая модель рассматривается не как единое целое, а как набор отдельных, взаимозависимых составляющих.

"Ориентация на собственные цели" и "ориентация
на цели других участников конфликта"

В 1964 году Blake и Mouton (1964, 1970) предложили использовать для описания и объяснения конфликтного поведения два параметра: а) "ориентацию на цель" и б) "ориентацию на личность". При этом они рассматривали только один тип конфликтного поведения, а именно, поведение, нацеленное на улаживание конфликта. Однако в 1970 году эти же авторы высказали утверждение, что упомянутые параметры могут быть использованы для анализа поведения всех участников конфликта, причем в понятие конфликта они включили также и социальный конфликт. Таким образом, согласно теории Blake и Mouton, реакция участников конфликта (уклонение, подлаживание, поиск компромисса, решение проблемы, сопротивление) зависит от их ориентации на собственные цели или на цели других участников конфликта (Van de Vliert, готовится к печати - b).

Thomas (1976, 1988) предложил назвать первый параметр "соревнова-тельностью", а второй "кооперативностью". При этом та или иная ориентация участников рассматривается им не как причинный фактор, а как разновидность конфликтного поведения. "Предложенная мною модель... является исключительно описывающей... Она может служить только для описания различных типов конфликтного поведения" (Thomas, 1988, стр. 432-433, аналогичную точку зрения можно найти также у Shokley-Zalabak, 1988). Rubin, Pruitt и Kim (1994) считают различную ориентацию участников конфликта основной внутренней детерминантой конфликтного поведения. Так, в соответствии с их моделью, участники конфликта, ориентированные не только на собственные цели, но и на цели других участников, действуют, как правило, по модели "решение проблемы", а участники, учитывающие только собственные цели, выбирают модель "сопротивление".