Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 25

Van de Vliert, E., & Kabanoff, B. (1990). Toward theory-based measures of conflict management. // Academy of Management Journal. 33. 199-209.

Van de Vliert, E. & Prein, H.C.M. (1989). The difference in the meaning of forcing in the conflict management of actors and observers. / M.A. Rahim (Ed.), Managing conflict: An interdisciplinary approach (pp. 51-63). New York: Praeger.

Volkema, R.J., & Bergmann, T.J. (1989). Interpersonal conflict at work: An analysis of behavioral responses. // Human Relations. 42. 757-770.

Vroom, V.H. & Yetton, P.W. (1973). Leadership and decision making.


ПРОГРАММЫ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ И ПОСРЕДНИЧЕСТВУ РАВНЫМИ ПО СТАТУСУ ЛИЦАМИ1 В НАЧАЛЬНОЙ
 И СРЕДНЕЙ ШКОЛАХ:
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ

Д. Джонсон, Р. Джонсон

Факты показывают, что обучение разрешению конфликтов и посредничеству ведет к получению учащимися знаний о переговорных и посреднических процедурах, возможности использовать процедуры в реальных конфликтах, переносу процедур на внеклассные и внешкольные конфликты и использованию интегративных переговоров для разрешения конфликтов, даже если есть возможность "идти до победного конца" (т.е., вести переговоры по пути разделения). Природа этих образовательных программ и зависимые переменные понятны, учащиеся или случайно были поставлены в определенные обстоятельства или из общего числа учащихся были выбраны контрольные группы, программа аккуратно выполнялась, были использованы обоснованные и надежные средства измерения. Поэтому к этим результатам можно относиться с доверием.

Несмотря на благоприятные результаты проведенных исследований, все же есть проблемы с теперешним состоянием уровня знаний. Во-первых, слишком много исследований основано на изучении Программы обучения учащихся миротворчеству. Большинство исследований других программ по разрешению конфликтов и посредничеству в школах игнорируют тот факт, действительно ли учащиеся научились процедурам, сохраняются ли знания с течением времени, используются ли процедуры в реальных конфликтах и переносятся ли эти процедуры во внеклассные и внешкольные ситуации. Во многих программах допускается, что эти зависимые переменные оказывают влияние именно в ожидаемом направлении, а результаты этого влияния, такие как напряженность, исследуются без каких-либо документальных подтверждений.

Во-вторых, мало знать о способе раскрытия конфликтов и моделях взаимодействия среди учащихся относительно разрешения конфликтов. За исключением наблюдения, проведенного Krappmann и Ocwald (1987), ролевой игры с использованием видеозаписи в исследованиях, проведенных Johnson, Johnson, Dudley (1992) и Johnson & Johnson, Dudley и Acikgoz (1994), а также исследования методом наблюдения (Johnson, Johnson, Dudley и Acikgoz (1994), практически не существует прямой оценки способов управления учащимися своих конфликтов как с помощью, так и без помощи посредников из числа сверстников. Один из следующих шагов исследователей - более детальное изучение моделей взаимодействия учащихся в условиях конфликта.

В-третьих, отмечается недостаток исследований эмоциональных выражений в конфликте (которые могут варьироваться от радости до ярости). В то время, как DeCecco и Richards (1974) подчеркивают важность выраженного гнева в разрешении конфликтов, а Johnson (1971) проводил ряд экспериментальных исследований влияния гнева, горячности и холодности на результаты переговоров, число исследований эмоциональной составляющей конфликтов в школе и ее влияния на используемые стратегии и результаты конфликтов не достаточно.

Результаты тренингов по разрешению конфликта