Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 47

Youniss,J. (1980). Parents and peers in social development. Chicago: University of Chicago Press.

Zhang, Q. (1994). An intervention model of constructive conflict resolution and cooperative learning. // Journal of Social Issues. 50(1), 99-1 16.

С РАБОЧЕГО СТОЛА КОНФЛИКТОЛОГА

ТРЕНИНГ
"ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА"

Клементьева А. Я.

Проблема школьной конфликтности является одной из не до конца изученных. При работе с педагогической литературой иногда создается впечатление, что эта проблематика либо никого не волнует, либо рассматривается в рамках психологии. В то же время остаются неосвоенными большинство теоретических воззрений на конфликт в преломлении к школе. Эти, так скажем, "теоретические пробелы" дополняются отсутствием практических навыков разрешения конфликтов с результатом "выигрыш-выигрыш". К сожалению, вся история развития российского, затем советского и вновь российского образования сформировала тип учителя и ученика, ориентированного на одностороннюю победу за счет своего оппонента ("врага"), либо на активное уклонение от разрешения конфликта. В нынешних условиях динамичного и сложного мира роскошь использования этих двух стратегий непозволительна. Культура конфликтного взаимодействия в школе является одновременно и источником, и результатом культуры конфликтного взаимодействия во "взрослом" мире. С одной стороны, школа является слепком нашего общества и если в обществе принято либо бить врага, либо убегать от него, то почему же дети будут вести себя по-другому? А с другой стороны, школьники, впитав в себя определенный образ разрешения конфликтов, уходят с этим во взрослую жизнь и продолжают вести себя по-прежнему. Поэтому, если мы хотим воспитать людей более лояльных друг к другу, людей, способных идти на компромиссы, мы должны начинать изменения в школе. В эти изменения должны быть включены как ученики, так и учителя. Возможно, одной из составляющих частей этого процесса изменений будут специальные тренинги, один из которых представлен ниже.

Тренинги являются очень эффективным методом развития навыков конструктивного разрешения конфликтов. Этот метод позволяет задействовать весь имеющийся у его участников опыт по разрешению конфликтов, а через игровые ситуации развить ряд важных навыков. Представленный ниже тренинг проводился для слушателей Школы "Директор" при Калужском институте социологии. Слушателями этой школы были директора и завучи средних общеобразовательных школ. Средняя продолжительность такого тренинга составляет 2 дня работы по 10 учебных часов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.

ТРЕНИНГ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Продолжительность - 2 дня.

Количество участников - 12 - 15 человек.

Состав слушателей - работники системы образования.

Цели:

1.  Получение новых знаний о конфликте;

2.  Развитие способностей участников тренинга:

¾  в анализе конфликтов;

¾  в выборе стилей поведения в условиях конфликта;

¾  в выборе методов разрешения конфликтов.

1 день

9.00 - 12.15

1.  Представление, цели нашей работы

2.  Что такое "конфликт"?

I. Дайте ответ на вопрос:"Что такое конфликт?"

"Конфликт это..."

II. Заполните, пожалуйста, карточку:

Если вы согласны со следующими утверждениями, поставьте "+".

Если вы не согласны, поставьте "-".

1.  Без конфликтов нет инноваций.

2.  Конфликты способствуют творчеству.

3.  Конфликты препятствуют достижению результатов.

4.  Отношения ухудшаются из-за конфликтов.

5.  Конфликты выявляют негативные взаимоотношения.

6.  Конфликты приводят к апатии и разочарованию.

7.  Конфликты разрушают объективные точки зрения.

8.  Благодаря конфликтам лучше понимаются проблемы.

9.  Конфликт подразумевает, что каждая точка зрения имеет право на существование.

10. Мы должны избегать конфликтов.