Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 3

Поскольку целевая ориентация участников конфликта является личностным параметром и не подлежит контролю со стороны других участников, она не может быть единственным и безусловным критерием предполагаемого или реального поведения участников. Этот параметр гораздо больше подходит для регулирования конфликта и для разработки его стратегии, чем для описания (Nicotera, 1993). "Однако, выбирая стратегию, нельзя опираться только на целевую ориентацию. Если выбранная стратегия не дает ощутимых результатов, лучше разработать другую, пусть даже не столь прочно связанную с конкретной целевой ориентацией участников " (Rubin и др., 1994, с.37). Иными словами, такой параметр, как ориентация участников конфликта на ту или иную цель, не может служить объективным критерием для описания конфликтных поведенческих моделей. Сомнение вызывает также и использование в этих целях таких параметров, как "интеграция" и "распределение".

"Интеграция" и "распределение"

В 1976 году, основываясь на работе Walton и McKersie (1965), посвященной трудовым переговорам, Thomas (1976, см. также Putnam, 1990) выдвинул предположение, что конфликтные стратегии могут быть описаны с помощью таких параметров, как "интеграция" и "распределение". Согласно его теории, интегрирующий тип поведения характеризуется тем, что участник конфликта стремится к максимальному совместному итогу, то есть конфликт рассматривается им как общая проблема. Поиск решения идет на уровне создания общих ценностей (Lax & Sebenius, 1986). Распределительный тип поведения, напротив, направлен на усиление противоречий между целевыми ориентациями сторон; решения принимаются по каждому из спорных вопросов на уровне предъявления требований (Lax & Sebenius, 1986). Эмпирическое подтверждение этой теории и качественный анализ интегрирующего и распределительного типов поведения можно найти в работах Prein (1976) и Van de Vliert (1990).

Поскольку интеграция и распределение почти всегда проявляются в ситуациях, связанных с достижением какого-то результата, сфера их приложения оказывается намного шире, нежели один какой-то тип конфликтного поведения. Один и тот же тип конфликтного поведения может использоваться для достижения самых разных результатов. Конфликтное поведение вообще весьма опосредовано связано с конечным результатом. В зависимости от условий разные модели конфликтного поведения могут приводить к одним и тем же последствиям, а одна и та же модель конфликтного поведения может давать как выгодный, так и невыгодный результат. До тех пор, пока результаты конфликтного поведения неясны, его нельзя рассматривать как интегрирующее или распределительное. То есть эти параметры не могут выступать в качестве единственных критериев для описания конфликтного поведения. То же самое, если не в большей степени, можно сказать и о следующих двух парных параметрах.

"Ослабление - усиление" и "пассивность - активность"

В работах Sternberg и его соавторов (Sternberg & Soriano, 1984; Sternberg & Dobson, 1987) приводятся результаты исследования, проведенного со студентами и касающегося реакций на различные конфликтные ситуации. Студентам было предложено 16 поведенческих моделей, с помощью которых они должны были описать различные конфликтные ситуации, разбирая их как с точки зрения собственных реакций, так и с точки зрения реакций остальных участников конфликта. После этого был проведен факторный анализ, позволивший выделить два самостоятельных парных параметра: "замедление - ускорение" и "пассивность - активность". Термин "ослабление", выведенный не столько эмпирически, сколько теоретически, был предложен для того, чтобы описать такие смягчающие виды конфликтного поведения, как "снятие напряжения", "заключение соглашения", "поиск компромисса", "совместное обсуждение" и т.д. Соответственно, такие виды поведения, как "устранение", "манипулирование" и "словесное давление" были ошибочно расценены как реакции, обостряющие конфликт и обозначены термином "усиление". Термин "пассивность" включал в себя такие реакции, как "уклонение", "выжидание" и "уступки", а термин "активность" - такие реакции, как "обсуждение", "противодействие" и "давление".