Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 53

2 день

14.00 - 19.00

4. Невербальная коммуникация.

Упражнение 1. "Определите состояние".

I. Из числа участников тренинга выбирают 4 человека. Им необходимо по очереди зайти в аудиторию, поздороваться и представиться в соответствии с заданным для каждого эмоциональным состоянием.

II. Демонстрация упражнения его участниками. Остальные участники тренинга наблюдают и фиксируют эмоциональное состояние каждого игрока и признаки этого эмоционального состояния.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

-  В каком состоянии был перед Вами человек?

-  По каким признакам Вы это определили?

-  Можно ли через невербалику скрыть нежелательную информацию?

Упражнение 2. "Зеркало".

I. Из числа участников тренинга выбираются 3 человека. Один из них начинает диалог (предлагает свою тему для обсуждения). Второй человек (участник дискуссии) отзеркаливает невербалику первого. Третий человек старается быть "антизеркалом". Задание каждому участнику упражнения дается отдельно, при этом никто не знает задание своего коллеги.

II. Демонстрация упражнения продолжается не более 10 мин. Остальные участники тренинга внимательно отслеживают невербалику участников упражнения и выполнение поставленной тренером задачи.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

-  С кем из собеседников было более комфортно разговаривать?

-  С чем это Вы связываете?

-  Какие особенности невербального общения можно выделить?

-  Как бы Вы оценили значение техники "отзеркаливания"?

Упражнение 3. "Если говорить как Я".

I. Из числа участников тренинга выбирают 2 человек. Тренер дает задание: первый человек говорит фразу, второй ее повторяет с той же интонацией, в том же темпе ("отзеркаливание" голосом); затем другую фразу второй человек повторяет прямо противоположно по интонации, темпу и т.п.

II. Участники упражнения садятся спиной друг к другу. Демонстрация упражнения продолжается не более 10 мин. Участники тренинга отслеживают правильность выполнения задания.

III. Участники тренинга обсуждают упражение и отвечают на вопросы:

-  Какие ощущения у Вас возникли и чем они были вызваны?

-  Как бы Вы оценили значение техники "отзеркаливания"?

5. Невербалика и конфликт.

Перевод эмоций на "язык тела"

Эмоции собеседника

Телодвижения

Ощущение душевного
комфорта.

Расслабленность отдельных частей тела, руки и ноги не скрещены.

Ощущение опасности.

Руки подняты вверх.

Оборонительные тенденции.

"Борцовская стойка", руки, ноги скрещены.

Желание сблизиться.

Тело наклонено вперед.

Желание отдалиться.

Собеседник отодвигается, отворачивается.

Депрессия, подавленность.

Собеседник сутулится, голова, плечи опущены.

Экспансивные желания,
высокомерие.

Голова поднята, шея прямая, корпус выпрямлен или отведен назад.


Неречевое общение

Открытость. Среди этой группы жестов можно выделить такие:

-  раскрытие рук ладонями вверх - жест искренности и открытости. Он может сопровождаться прикладыванием ладоней к груди или пожиманием плечами;

-  расстегивание пиджака.

Защита. К этой группе жестов относятся:

-  руки, скрещенные на груди.

Оценка.

-  жест "рука у щеки" означает, что человек погружен в раздумья;

-  жест критической оценки (рука поднесена к лицу, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные ниже рта) означает, что личность слегка скептически относится к происходящему в данный момент (позиция "подождем-посмотрим");

-  наклоненная голова свидетельствует о заинтересованности, внимании. По этому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите;

-  почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа "хорошо, давайте подумаем");