Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 4

Характеризуя предложенные параметры как ослабляющие или обостряющие конфликт, исследователи, тем самым, соотнесли их не столько с поведенческими моделями, сколько с результатом реализации этих моделей, выражающимся в исходе конфликта. Однако исход конфликта, как мы уже отмечали, далеко не всегда имеет прямую связь с поведением участников. Например, как подтверждают многочисленные исследования, соревнование, нацеленное на усовершенствование какого-то процесса или на достижение какой-то цели и происходящее в дружном, бесконфликтном коллективе, в большинстве случаев приводит к положительным результатам (например, Bartunek, Kolb & Lewicki, 1992; Robbins, 1974; Turner & Pratkanis, 1994 - готовится к печати). Однако, если это соревнование угрожает личным интересам членов коллектива, оно, как правило, дает негативные результаты (например, Amason, 1996; Amason & Schweiger, 1994; Van de Vleirt & De Dreu, 1994; Jehn, 1994).

Более подходящее название для поведенческих моделей, описанных Sternberg и соавторами, было предложено Bales (1950). Вместо термина "ослабление" он ввел термин " согласие", характеризующий такие модели поведения, как "одобрение", "понимание" и "отклик" (модели, помогающие участникам объединиться и снять напряжение), а вместо термина "усиление" - термин "несогласие", характеризующий такие модели поведения, как "отказ от помощи", "формальный подход" и "отрицание" (модели, приводящие к усилению противодействия и напряженности между участниками конфликта). В отличие от пары "ослабление - усиление", предложенной Sternberg и Dobson, второй парный параметр имеет прямое отношение к описанию поведенческих моделей. Этот параметр вполне может выступать как четкий и объективный критерий конфликтного поведения.

Подводя итог, можно сказать, что при описании конфликтного поведения следует по возможности избегать причинно-следственных параметров, приводящих к путанице между зависимыми и независимыми факторами. Наиболее приемлемыми для объективной характеристики конфликтного поведения являются, как нам кажется, параметры "согласие - несогласие" и "пассивность - активность". Основываясь на результатах факторного анализа Sternberg и Dobson (1987), можно сказать, что "согласие" и "активность" выступают как ортогональные параметры, выявляющие черты, общие для всех моделей конфликтного поведения.

"Согласие" и "активность"
как общие описывающие параметры

Термином "согласие" мы обозначаем такое конфликтное поведение, которое направлено на улучшение ситуации и снятие напряжения в группе, в противовес поведению, направленному на обострение ситуации и усиление напряжения; термин "активность" применяется для обозначения поведения, характеризующегося действенностью и прямотой, в противовес поведению, характеризующемуся бездейственностью и уклончивостью. Использование этих параметров позволяет найти общие черты в моделях, на первый взгляд, не связанных друг с другом, то есть объединить разрозненные поведенческие модели в одну группу. Пример подобного объединения можно продемонстрировать, используя введенные нами параметры для анализа двойной поведенческой модели "кооперативность - соревновательность", предложенной Deutsch (1949, 1973); тройной модели "бездействие - содействие - противодействие", предложенной Horney (1945), и пятисторонней модели "устранение - подлаживание - поиск компромисса - решение проблемы - сопротивление", предложенной группой авторов (Hall, 1969; Rubin и др., 1994; Rahim, 1992; Thomas, 1988, 1992 - все перечисленные работы развивают идеи, первоначально предложенные Blake и Mouton, 1964, 1970). Поскольку в последней модели ощущается явная нехватка агрессивных типов конфликтного поведения, мы выдвигаем вместо нее восьмистороннюю модель, включающую в себя четыре вида противодействующего поведения. При этом для разработки новой модели мы используем параметры "согласие - несогласие" и "пассивность - активность".