Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 27

В двух исследованиях учащиеся были поставлены в ситуации, когда они могли вести переговоры, используя либо интегративные, либо разделительные методы. Изучение позволило отметить, что учащиеся колледжей и взрослые стремятся к (1) восприятию всех переговорных ситуаций как требующих разделительного подхода и (2) соревнованию, если видят возможность победить (Johnson, 1967, 1971; Johnson и Johnson, 1989; Pruitt и Lewis, 1977). Однако неясно, в каком возрасте начинают преобладать склонность к соревнованию и использование разделительных переговорных процедур. Результаты упоминавшихся двух исследований свидетельствуют, что до прохождения тренингов 90% учащихся с 11 до 15 лет выбирали разделительный способ ведения переговоров. После обучения процедурам по разрешению конфликтов учащиеся стремились к интегративным соглашениям в большей степени, нежели неподготовленные ученики. Эти интегративные соглашения характеризовались более высоким совместным выигрышем и более высокой мерой индивидуального выигрыша успешного переговорщика.

Когда учащиеся непосредственно втянуты в конфликт, они стремятся к жесткости своей позиции и отказываются сдвинуться с места, неправильно истолковывая любые подвижки как признак слабости. Оппоненты могут быть слишком раздражены или огорчены тем, что они ощущают недостаток воображения, творчества и/или опыта, необходимого для углубления совместного выигрыша. Иногда при наличии множества причин оппоненты неспособны или не желают продвигаться к соглашению добровольно, и тогда необходим посредник.

Большинство исследований по посредничеству просто сообщают было ли достигнуто соглашение или нет. Burrell и Vogl (1990) отметили, что из 75 случаев применения посредничества в старших классах школы в Милуоки в 80% оно было успешным. По данным McCormick (1988) все 13 посреднических заседаний закончились заключением соглашения, через месяц 10 из 18 участников были удовлетворены заключенными соглашениями, а тремя месяцами позже 13 человек дали такой же ответ (5 человек не смогли четко определиться). По сообщениям из средней школы в Огайо из 115 конфликтов, прошедших через посреднические процедуры, в 96% были достигнуты соглашения (OCDRCM, 1993). Уровень успеха посреднических процедур в начальной, средней и высшей школах Гонолулу из 127 конфликтов между учениками составил 92%, а в 12 конфликтах между учениками и учителями - 100% (Araki, 1990). Schrumpf, Crawford & Usadel (1991) отметили, что из 245 конфликтов, проходивших через процесс равного посредничества в средней школе на Среднем Западе США, 98% были успешно разрешены. По итогам аттестации Уэйкфилдской Программы равного посредничества, проведенной McCormick (1988), 85% случаев посредничества завершились долговременными соглашениями. По данным Bradley (1989) из 70 посреднических процедур в 66 были зафиксированы успешные соглашения, а 90% участников конфликтов были ими удовлетворены. По оценке Программы творческого разрешения конфликтов (1990) в Нью-Йорк Сити говорилось, что из 535 успешных случаев осуществления посредничества в пяти школах, 85% учащихся, использовавших услуги посредников, посчитали их полезными.

Crary (1992) оценивал посредническую программу в средней школе Санта-Моники. Для посредничества было предложено 96 конфликтов (203 участника), 96 конфликтов прошли через эту процедуру, 92 были разрешены (или 97% случаев), и 95% их участников были удовлетворены процессом посредничества, а 96% споров были разрешены до конца семестра. По данным Lam (1989) из 1328 конфликтов, прошедших через посредничество, в старших классах школы Нью-Йорка, 90% были успешно разрешены и около 90% достигнутых соглашений остались неизменными. Во внутригородской школе Окленда 9 из 10 конфликтов были успешно разрешены при помощи посредничества (Goodman, 1987). Как свидетельствует Lam (1989), не все посреднические программы имеют такой высокий уровень успешности. Так, в одной из школ Нью-Йорка из 81 конфликта соглашением закончились 74%, а в трех школах в Ваукеше (Висконсин) уровень успешности составил 58% (из 250 случаев посредничества). В исследовании эффективности посредничества в школах Нью-Йорка, проведенного Umbreit (1991), отмечалось, что из 134 споров 67% завершилось заключением соглашения в процессе проведения посреднических процедур.