Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 6

Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь: "Что собой представляет мир, в котором мы живем? или "Что мы знаем о мире?" Философия не единственная область знаний, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпали особые познавательные функции.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления, неравномерность развития наук создавало потребность в познавательных усилиях философской мысли.

В отличие от других видов теоретического познания философия выступает как универсальное. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берет на себя познание наиболее общих принципов, начал всего сущего.

Иммануил Кант усматривал основную задачу философского познания в синтезе разнообразных человеческих знаний. Отсюда важнейшим делом философии он считал 2 вещи: овладение обширным запасом рациональных (понятийных) знаний и соединение их в идее целого. Лишь философия способна, по его убеждению, придать всем другим наукам систематическое единство.

Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект умозрительно постигает мир в таких его средах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. Только философская мысль, формирующая общее миропонимание, обязана справиться с этой сложной задачей. В поле зрения философии находятся и те вопросы, которые либо временно, либо навсегда оказывались вне внимания других наук. Вспомним Кантонский вопрос: "Что я могу знать?" Это вопрос не столько о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания. Прямолинейно ответить на этот вопрос трудно. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума он все же пришел к выводу о существовании границы познания: человек, многое зная и умея, ты все же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда, будь осторожен! Здесь Кант имел ввиду и принципиальную неполноту, ограниченность сугубо познавательного освоения мира.

Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Ярким выразителем его стал Кант (вслед за античными философами). Без знаний нельзя стать философом, но этого нельзя достичь с помощью одних лишь знаний. На 1 плане ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - то, чему в конечном счете служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения. Он убежден: для серьезного обоснования и закрепления мудрость нуждается в науке и философия должна оставаться всегда хранительницей науки.

В чем главная цель философский исканий? Вернемся к 3 основным Кантовским вопросам. Все 3 вопроса сводятся к 4-му: Что есть человек? У Канта человек, человеческое счастье и высокий нравственный долг - самая высокая ценность и высшая цель. Извечные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с моральным правом на это, насколько человек заслужил его своим поведением. По мнению Канта ориентация на человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям.

К.Маркс и Ф.Энгельс включили философию в комплекс общественно-исторических дисциплин; это форма социально-исторического знания. Таким образом, человек не вынесен за рамки мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей является общественное бытие; их отношение к природе опосредовано общественным бытием - трудом, знанием.