Вывод: в эпоху Возрождения проблема интеллекта, разума, ума - революция, преклонение. Для чего нужен ум предпринимательства, для того, чтобы достойно принимать удары фортуны и судьбы. Разум - для сотрудничества и общения.
Макиавелли. Энгельс: "в его творчестве и личности отразилась необходимость юридического мировоззрения и юрид-кой культуры". В обществе, согласно Макиавелли, в общении между людьми должна господствовать не власть духовенства, пап, не власть клана, касты, ордена, а власть закона, власть юридического права. Чтобы защитить интересы человека, гражданина от произвола и насилия.
Макиавелли завершает эпоху Возрождения в сфере философской мысли и политологии. Он есть первый политический мыслитель Нового времени, т.е. впервые Макиавелли посмотрел на государство человеческими глазами, он пришел к осознанию той мысли, что законы общественной жизни, политики надо выводить не из капризов, замыслов, устремлений теократии, а из челов-кой природы.
2-ой аспект: Макиавелли высказывался против христианской религии, против аскетизма мирской жизни, что противоречит природе человека. Право человеке выбирать в своей судьбе либо монашество, либо нормальную светскую гражданскую жизнь, нормальное гражданское общество.
3-ий вывод: в основе всей социальной жизни, философского мировоззрения лежит приоритет этический. Это следует из природы человека, которая эгоистична, индивидуалистична, направлена на удовлетворение своих потребностей. Человек склонен к злу, ибо его на зло все время провоцируют.
8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (ФРЕНСИС БЭКОН, РЕНЕ ДЕКАРТ И ДР.)
17 в. - разложение феодального общества. Начало 17 в. - буржуазная революция в Нидерландах. С середины 17 в. (1640-1688) буржуазная революция в Англии. Были подготовлены развитием мануфактурного производства.
Происходит развитие нового буржуазного общества. Важным фактором изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математического естествознания (эпоха научной революции).
Разделение труда в производстве, необходимость рационализации производственных процессов, развитие науки. Новая ориентация философии, теперь ее опора - наука.
Специфика философской мысли этого времени: 1) специфика нового типа науки - экспериментально-математическое естествознание; 2) наука занимает ведущее место в мировоззрении, на 1-ый план выходят проблемы теории познания, гносеологии. Формируются 2 направления: эмпиризм и рационализм. Эпоха НВ (конец 16 - начало 17 вв.) хар-ся тем, что получают развитие новые научные дисциплины, происходит разделение науки на отдельные дисциплины, которые получают свое развитие. Можно выделить 2 основных события ЭНВ: 1) соединение античного логико-математического формализма и эксперимента; 2) происходят географические открытия и сдвиги в мировоззрении, особенно в области космологии. Коперник подрывает старое отношение к космосу, вселенной, человеку. Это находит отражение у Галилея, Кеплера, Ньютона.
Деньги: происходит изменение денежных отношений, которые все более становятся значимы в системе отношений, деньги становятся капиталом. Развивается частное предпринимательство и товарное производство.
К 16 в. в Европе исчезает крепостная зависимость, начинает применяться труд наемных рабочих и все это основано на развитии машинного производства.
Френсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, родоначальник эмпиризма. Как и большинство мыслителей его времени, считал первоочередной задачей философии создание нового метода научного познания.
Цель научного знания - в принесении пользы человеку. Задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Наука - средство, ее миссия в познании причинной связи природных явлений, ради использования этих явлений для блага людей. Бэкону принадлежит великий афоризм: "Знание сила", в котором отразилась практическая направленность новой науки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.