Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 32

Фр. материалисты исходили из того, что человек - существо природное, поэтому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа.

Особенностью фр. материализма была ориентация на естествознание, прежде всего на механику. Именно механическая картина мира легла в основу представлений Гольбаха, Гельвеция о мире, человеке и познании.

Гольбах: реально не существует ничего кроме материи и ее движения, которое является способом существования материи. Движение есть механическое перемещение. Существовали ограниченные представления о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось представителями фр. материализма к пассивному отражению внешнего мира,

Главный лозунг эпохи просвещения - наука и прогресс. Но, по мнению Руссо, развитие наук ухудшило нравы общества. Разделение труда есть не только условие прогресса, но и причина разрушения целостности и гармоничности Человеческой жизни. Источник противоречий цивилизации - социальное неравенство.

10. И.КАНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ

Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается в 18 веке. Наиболее последовательно и продуманно это у родоначальника нем. идеализма Эммануила Канта (1724 - 1804).

Рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений (18 в.), а чтобы решить, что такое истинное знание. Бэкон, Декарт: субъективное начало - помеха; у Канта - различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта.

2 уровня самого субъекта: эмпирический (индивидуальные психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового.

Объективность знания обусловлена именно трансцендентальным (надындивидуальным) в человеке. Т.о. предмет теоретической философии - не изучение самих по себе вещей:

природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Сам Кант называет свою философию трансцендентальной.

Он называет свой метод критическим, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Т.о. Кант ставит гносеологию на место онтологии.

Создание трансцендентальной философии Канта было ответом на трудности 18 века: проблема обоснования объективности научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагается конструирование идеального объекта. В какой мере идеальная конструкция может быть тождественна природным объектам и процессам? Кант меняет саму постановку вопроса: каким должны быть характер и способности познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Отсюда Коперниканский переворот в философии: деятельность субъекта выступает как основание, а предмет исследования - как следствие (порождено новыми подходами к изучению природы).

У Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Чувственность и рассудок - 2 разных ствола в человеческом знании. Следовательно, научное знание - синтез чувственности и рассудка. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Как обосновать необходимость и всеобщность (априорность) знания как продукта такого синтеза?

Чтобы ответить на этот вопрос. Кант переосмысливает представление о человеческой чувственности: она лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума.