Вывод: синтетические априорные суждения возможны потому, что у человека существуют априорные или чистые формы чувственности и такие же формы рассудка. Кант утверждает, что существуют 2 априорные формы чувственности: пространство и время. Конкретно это означает, что они (пр-во и время) не существуют в самих вещах, они существуют в нас и составляют непременное условие существования их в вещах (в вещах их нет, мы так ощущаем).
На основании априорных форм чувственности формируются две науки: - на основе времени - математика, которая оперирует числами; - на основе пространства - геометрия. Учение о чистых формах чувственности Кант называет трансцендентальная эстетика. Эстетика у Канта ("эстетика" - эстедис - чувства, ощущения) - учение о чистых формах чувственности. Вывод: эти априорные формы чувственности конструируют предметы в их целостности. Трансценденция - это то в познании, что составляет условие его возможности.
2-ой раздел теории познания: трансцендентальная аналитика. Рассматриваются априорные формы рассудка. Кант провел колоссальную работу, выявляя эти формы деятельности.
Априорные формы чувственности Кант находит в логических операциях рассудка, т.е. в деятельности рассудка по связыванию понятий в суждения.
Кант выделяет 4 вида суждений: 1) суждения количественные: единичные; особенные; всеобщие. Из них он выводит 3 категории: единство; множественность; всеобщность; 2) качественные суждения: утвердительные; отрицательные; бесконечные. Им соответствуют 3 категории: реальность; отрицание; ограничение; 3) суждения отношения: категорические; гипотетические; дизъюнктивные (альтернативные). Категории: субстанция (первооснова) и акциденция; причина и следствие; взаимодействия. 4) суждения модальности: проблематические; ассерторические; аподиктические. Категории: возможность; действительность; необходимость. 12 категорий составляют трансцендентальные возможности опытного познания вообще. На этих категориях строится система естествознания (физика, химия, математика и т.д.). Основная мысль Канта: хочет найти априорное основание естествознания и находит его в категориях. С помощью категорий человеческая психика упорядочивает ощущения в целостность опыта. Если бы не было категорий, то мир был бы хаотичен, но они есть и он упорядочен, 3-ий раздел: Диалектика чистого разума. Наше познание является достоверным, когда оно ограничивается опытом. Но человеческий разум хочет познавать такие вещи, которые ни в каком опыте не даны, а именно: душу, мир в целом и Бога (сверхестественные).
Человеческий разум, пытаясь познать эти вещи, запутывается в противоречиях (диалектика). Эти противоречия применительно к миру Кант называет антиномиями и выделяет их 4 вида (состоят из тезиса и антитезиса):
1. Мир имеет начало в пространстве и времени - мир бесконечен; (И тезис и антитезис можно доказать).
2. В мире есть абсолютно простые сущности - в мире нет ничего простого, все сложно. (Ни то ни другое неправильно - Кант).
3. В мире есть свободная причинность - в мире нет свободы, все подчинено необходимости. 4. Существует абсолютно необходимая основа мира (Бог) - все в мире случайно. Вывод: посредством антиномий Кант открывает диалектическую противоречивость человеческого познания, но не видит того, что они отражают противоречивость самой реальности. В этике заслугой Канта является доказательство автономии (независимости) морали. Кант предпринял попытку найти формальное и абсолютно неизменное содержание морали и выразил его в принципе, который назван категорическим императивом: Поступай так, чтобы ты относился к человечеству в своем лице и в лице всякого другого всегда как к цели и никогда только как к средству.
Общая оценка: Кант впервые в истории философии детально исследовал активность субъекта во всех видах культуры, в познании, нравственности и искусстве (субъект. идеалист).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.