АРИСТОТЕЛЬ как и Платон считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, по Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни (т.е. счастливой). Не случайно греческий философ определяет человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии -люди могут формироваться как нравственные существа. Такое воспитание может осуществляться лишь в справедливом государстве.
Предпосылка политических концепций античных философов - признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы не равны - считает Аристотель; те, кто не в состоянии стать господином самого себя, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
Аристотель считал душу началом жизни. Душа имеет 3 уровня: 1 - низшая душа - растительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех одушевленных существ. 2 - животная - к этим функциям прибавляется ощущение (способность желания, стремление к приятному, избежание неприятного). 3 - разумная - обладает лишь человек (душа наделена способностью рассуждать и мыслить). У Аристотеля материя, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум не зависит от тела. Вечный и неизменный, он один способен к постижению вечного бытия, является вечным двигателем, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире.
Этот высший разум Аристотель называет деятельным, сознательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Пассивный разум и присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в малой степени. По Аристотелю, в человеке бессмертен только его разум; после смерти тела он сливается с вселенским разумом.
Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности.
6. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ПРОБЛЕМА РАЗУМА И ВЕРЫ, СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ, ДУШИ И ТЕЛА. СПОР О ПРИРОДЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ
Философия средневековья (5- 15 вв.). Начало средневековья связывают в падением Западной Римской Империи, Греческая философия была связана с языческим многобожием и носила космологический характер; целым, в которое было включено все сущее и человек, была природа. Принято считать, что средневековая философия (ФС) - философия эпохи феодализма (5 - 15 в.), начало которой связывают с падением Западной
Римской Империи. Она начинается с 1 - 4 вв. н.э. и сущ-ет до исчезновения феодализма. СФ - это исторически своеобр. способ философствования, специфика которой заключается в сопряженности с религией. Осн-ми принципами СФ
были религиозные идеи: творения и откровения. Основные принципы:
1. ТЕОЦЕНТРИЗМ: источником всякого бытия, блага, красоты является Бог.
2. КРЕАЦИОНИЗМ (творение): все изменчивое бытие, все конкретные вещи сотворены Богом из ничего и стремятся к ничтожеству.
3. ПРОВИДЕНЦИОЛИЗМ: Бог правит природой, историей и человеком, все везде предопределено.
4. ПЕРСОНАЛИЗМ: каждый человек является личностью, сотворенной по образу и подобию Бога, обладающий свободой воли и ответственностью. 5. РЕВИЛЯЦИОНИЗМ: самое важное знание для человека - это результаты Откровения Божия и содержатся в священном писании (Библии), иудаизме (Ветхий Завет), мусульманстве (Коран).
Арабская философия средневековья. В период раннего средневековья философия достигла высокого уровня развития в Арабских странах, опережая Европу. Все крупнейшие мыслители арабского средневековья были последователями учения Аристотеля.
2 направления Аристотелизма: восточный и западный. Восточный Аристотелизм. Крупным представителем восточного Аристотелизма был Ибн-Сина (Авиценна 980 - 1037 it) уроженец Бухары, таджик.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.