Одна из философских предпосылок - учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей, которое оказывает влияние на Галилея и его учеников.
Однако, осталась еще одна проблема, чтобы была возможна механика: математика изучает абстрактные объекты; физика - реальные; строго количественные методы в математике неприемлемы.
Решал эту проблему Галилей (итал. ученый): реальные физические объекты можно изучать с помощью математики, если удастся на основе эксперимента сконструировать идеальные модели этих физических объектов.
Очевидно, что эксперимент имеет мало общего с непосредственным наблюдением. Не удивительно, что идея конструирования идеальных объектов - ведущая в философии 17 в. Эта проблема составила предмет исследования представителей рационального направления, прежде всего Рене Декарта (1596 -1650).
Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания Де- карт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. Подчеркивает значение рационального начала в познании, т.к. лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.
Бэкон поставил задачу великого восстановления наук, но ее он не выполнил. В его учении развитие техники и естествознания на 1-ом месте. Он сравнивает науку с водой: она падает с неба и бьет из-под земли. Следовательно может быть два вида знания: от Бога и от органов чувств. Последнее и составляет предмет философии. Цель науки у Бэкона - господство человека над природой.
У человека (общественного) две души: разумная (от Бога) и чувственная, 1-я не играет существенной роли. Чувственная душа преобладающая. Душа в мозге.
Бэкон ставит основной вопрос о методе познания, о предрассудках человеческого ума и исследует его. Главное затруднение познания в методе. Бэкон критикует старый метод силлогизма Аристотеля. По его мнению сущ-ют причины, мешающие движению к истине (идолы; призраки). Выделяет 4 вида призраков: 1) приз- раки пещеры (присущи отдельному конкретному человеку); 2) приз- раки человеческого рода (ограниченность человеческих разума и чувств (Кант также ставит вопрос о заблуждениях)); 3) призраки рынка - порождаются формами общежития человека, возникают вследствие неправильного общения; 4) призраки театра (основаны на вере в авторитет). 1 и 2 - естественные заблуждения ума. 3 и 4 - приобретаются умом. Все призраки создают ложное лицо природы.
Новая логика должна приводить к истине. Это индукция как научный метод. Именно она дает возможность анализировать факты и данные. Она дает их в таблице.
3 приема индукции: 1) раскрывается в таблице сущности и присутствия (рассматриваются все случаи теплоты и составляется каталог, затем сопоставляется); 2) табличные отклонения или отсутствия явления (составляется таблица, где отсутствует теплота или где есть отклонения); 3) таблица степеней и сравнений (таблица, где теплота увеличивается или уменьшается).
Надежный путь к познанию по Б. - это индукция и опыт. Философия состоит из 2 частей: разрушительной и созидательной. Разрушительная часть философии состоит из 3-х родов исследования: 1 - исследование природы человеческого ума (учение о призраках); 2 - исследование форм доказательств; 3 - исследование общепринятых философских теорий. Цель разрушительной части - освобождение ума от предрассудков, создание индуктивного, аналитического метода.
Он утверждал, что надо рассекать, анатомировать природу. Это приводит его к учению о первичных элементах материи. Его не удовлетворяет атомизм. Материя, по Б., - многокачественна. Свойства материи: движение (не только механическое, но и как стремление, жизненный дух, напряжение и мучение). Выделяет 19 видов движения (антипатия, возбуждение, колебание, инерция и т.д.). Первичные формы материи - живые существующие силы.
Бэкон пытался создать натуральную магию или практическую философию и утверждал, что с помощью познания форм материи мы можем овладеть процессами (механизмом) превращения - это магия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.