Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 21

Вывод: новое мировоззрение носимо антидогматический, антисхоластический характер. Философия тогда была оппозиционной по отношению к господствующей тогда философии.

Всякий раз, когда общество выступает в переломную ситуацию, в новую историческую веху, оно будет нуждаться в оппозиционной философии, и в носителях этой оппозиционности.

4-я особенность связана с развитием политической идеологии (политологии) для того, чтобы эту философию пропагандировали (перевести язык философии на язык политической культуры, полит, идеологии, чтобы связать новую философию с научно-естественным образованием, науками, с ее фундаментом).

5-я особенность: происходило возрождение на античной основе (штудиогуматитатис) гуманитарных наук': риторика, (умение владеть словом), педагогика, поэтика, история, география.

Вывод: Гуманитарные науки - главная сфера формирования, развития гуманизма. Идейным содержанием гуманизма становится учение о человеке, его месте в природе, обществе, его судьбе.

Особенность исторических разломов, когда проблема человека выступает на 1-ый план. Культура Возрождения в форме гуманизма возникла в городах (на стыке истории возникла буржуазия), средневековые феодалы утрачивают над ним власть, особенно у купцов, у него новые идеалы, новая культура. Признаки этого горожанина - это индивидуализм, чувство собственного достоинства, независимости.

Почему Италия - родина Возрождения? Во-первых, с 1304 года французы переселили пап в Авиньон, было ослаблено политическое давление на общественную и индивидуальную жизнь, что способствует росту самосознания и оппозиции (Н. Кузанский, Макиавелли).

Во-вторых, над Италией всегда витал дух ее времени (климат) античных традиций, славный каталог имен (античность длилась 1400 лет). Античность делается предметом изучения, становится предметом особой дисциплины.

С изобретением печатного станка (в 1450 г. Иоган Гуттенберг) рукописная книга заменяется печатной, стали больше тиражи и книги стали достигать широких масс читателя. Начался рост человеческого сознания (бум печатания античных мыслителей).

Вывод: сначала опубликованы античные источники на латыни, а скоро и н» западноевропейских языках. Античная наука и философия стали распространиться и оказали широкое влияние на сознание и быт.

Вывод: Гуманизм - есть любовь к древности (не только любовь к человеку), к истории, потребность осмыслить как жили предки, чем они могут помочь.

6-я особенность гуманизма: интерес, жадность к миру, к его красотам. Великие географические открытия - это еще и потребность узнать иные миры.

7-я особенность: новое отношение к любви. Любовь к прекрасной Даме, Женщине, поклонение ей (Леонардо да Винчи). Новое отношение к славе: "Что предпочесть, любовь или славу?" (Петрарка, Гвидо Ковальканте). Проблема интеллекта (разума) поставленная Николаем Кузанским в работе "Об уме", нечто интегральное, глубокое и бесконечное познание природы. Разум, рассудок, ум. В разутые возникают первообразы вещей, явлений, мира, т.е. это (Платон) исходные понятия. Разум - это конечные образы бесконечного интеллекта, т.е. человеческий разум бесконечен (противоречие с теологией).

Рассудок - способность к умозаключениям, к дедуктивным выводам. Рассудок не выходит за пределы ощущений, он их только суммирует, обобщает. Рассудок как сторона, как момент научного познания, поиска, направления, а также момент нравственного художественного творчества.

Чем отличается разум от рассудка? Рассудочная способность: в ее пределах понятия не меняются, они остаются такие, как есть, они устойчивые, они готовые теоретические мерила. Если человек вооружен только одним рассудком, он поступает по схеме неподвижных устойчивых понятий, если он в мире этих абстракций, то этот человек утилитарной рациональности (Иван Карамазов, против чего восстает Достоевский). Разум способствует тому, что понятия ввергаются в процессе изменения, преобразования согласно здравому смыслу. Разум шире. Ум - это то, что между разумом и рассудком. Это тот двигатель, который дает развиваться и тому и другому.