Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 20

Личность - способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различением, способность нести ответственность за свои поступки. Личность - нравственно-этическая.

ПАНТЕИЗМ. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, особенно к концу (15 - 16 вв.). Идет дальше космоцентризма античное мышление. Природа толкуется пантеически (от греч. - всебожие). Христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, он сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения (знам. нем. врач-алхимик Парацельс, 1493 - 1541) видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят отражение не только в строении и функциях живых существ, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животного с одной стороны, и частями растений, минералов - с другой стороны. Вся природа должна быть понята исходя из 3 алхимических элементов: ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, соль - телу. Подобно тому, как в человеке всем заведует душа, точно также в каждой части природы находится некоторое одушевленное начало - арией. Для овладения силами природы необходимо постигнуть этот арией, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять.

Николай Кузанский (1401 - 1464) ориентируется на традиции неоплатонизма. Однако переосмыслил их учение, начиная с центрального понятия единого (у неоплатоников и Платона единое характеризуется через не единое). Кузанский, разделяя принцип христианского монизма, отвергает античный дуализм: "единому ничего не противоположно", т.е. единое - есть все.

Отсюда новое в онтологии: единое не имеет противоположности, единое тождественно бесконечному. Бесконечное это то, больше чего ничего не может быть (максимум), единое - минимум.

Н.К. открыл принцип совпадения противоположностей. Обращается к математике: при увеличении радиуса круга окружность образует бесконечную прямую.

Т.о. совпадение противоположностей - важнейший методологический принцип Николая Кузанского. У Платона - дуализм: противопоставление идей (формы) и материи, единичного и бесконечного. Таким образом бесконечность становиться мерой всего сущего (в античности - единица), всякие конечные различия исчезают, 1 = 2, 1= 3 и каждому числу, также в геометрии.

Вся математика есть продукт деятельности рассудка, а не разума; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, т.е. запрета совмещать противоположности.

Его принцип отождествления разрушает картину космоса у Платона, Аристотеля, Птолемея и Архимеда (большое, но конечное тело). А признак конечности - способность различать центр и периферию, начало и конец. По Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а поэтому, хотя мир и не бесконечен, однако его нельзя осмыслить и конечным, т.к. у него нет пределов.

Мыслители эпохи Возрождения: 1) Петрарка - основатель гуманизма (1304 - 1370); 2) Лоренцо Балла (1407 - 1475); 3) Николай Кузанский (1401 1464) - выдающийся ученый, крупнейший католический сановник; 4) Флорентийская школа: Марселинно Пучинно; Пико Миранделла; Леонардо да Винчи.

Особенность философии Возрождения - это мыслительная или нравственная философия - поворот к этическим проблемам.

1-я особенность гуманизма: гуманизм - есть главное содержание культуры Возрождения и не отделим от истории Италии в эпоху разложения феодализма и зарождения капитализма.

2-я особенность: гуманизм был прогрессивен в идейном существе. Он способствовал утверждению новой культуры - светской, опираясь на античное наследие. Итальянский гуманизм переживает ряд этапов: - становления - 14 в.;

- расцвет - 15 в.;

- перестройки и угасания - 16 в.

3-я особенность: гуманизм, как новое направление имел ряд принципов, направленных против аскетизма во взглядах на природу и человека; против власти церкви над католическим миром; против теократии.