Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 31

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Различает 2 рода движения: 1 - движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое, 2 - внутреннее и скоростное движение, зависящее от свойственной телу энергии (т.е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело).

Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Нет ни одной части природы, которая находилась бы в абсолютном покое. Т.е. тела, которые нам представляются лишенными движения, на самом деле находятся в относительном покое.

Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое, вне которого ничего не может существовать. Материя вечно движется, движение есть способ ее существования и источник ее свойств: протяженность, вес, непроницаемость, фигура и т.д.

Нет никаких сверхестественных сил. В природе могут быть лишь естественные причины действия. Все возникающие в ней движения следуют постоянным и необходимым законам. О тех законах вне нашего наблюдения мы можем судить по аналогии. Законы причинной связи также универсальны, как универсально свойство движения в природе. Поэтому, если мы будем знать общие законы движения вещей или существ, нам достаточно будет анализа, чтобы открыть движения, а опыт покажет следствия. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние с целым. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность.

Положение о необходимости Гольбах распространяет на поведение человека и на возникновение всех его ощущений и представлений. Учение это - механистический материализм.

Так как в природе все необходимо, и т.к. ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то случайность отрицается.

Из теории всеобщего детерминизма следует отрицание порядка и беспорядка в природе. Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. Христианство - изначальная греховность: человек - источник зла в мире. Фр. материализм: человек по своей природе добр. Т.к. нет ничего дурного в стремлении человека к сохранению, значит нельзя осуждать и стремление любить удовольствие и избегать страдания - такова природная сущность человека, а все природное - хорошо и совершенно. Такова мировоззренческая подоплека фр. просветителей.

Не случайно Гельвеций и Кондильяк, в сущности отождествляют чувство и разум а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением, тем не менее, считал разум "общим чувством". В защиту человеческой природы выступил также Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости. Руссо защищал тезис о том, что люди, в отличие от стадных животных "в естественном состоянии" живут поодиночке, руссоистские робинзоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.

В 18 в. таким образом возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна для софистов античности. Последние различали то, что существует по природе, от того, что обязано своим бытием человеческим "установлениям". Так же, как фр. материалисты, они исходили из того, что человек - существо природное, а поэтому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просветителей 18 в. Один из самых влиятельных деятелей фр. просвещения Ж.Ж. Руссо выступал в защиту человеческой природы. Он говорил, что еще раньше, чем разум, в человеке появилось чувство удовольствия и неудовольствия. Чувство не только первичнее разума по происхождению, но и важнее чем разум. Только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости.