Крупным представителем Средневековья является Фома Аквинский (1225 - 1274). В 14-ом в. признан святым ("Ангельский доктор"). Собратья по монастырю называли его "Бык".
Основная цель философии Фомы - дать отпор учению о самостоятельном существовании религии и философии (естественные науки). В противоположность учению о двойственной истине Аверроэса выдвигает учение о гармонии между верой и разумом, они отличны друг от друга, но вместе образуют гармонию. Между ними не должно быть раздоров, т.к. они постигают веру одного учителя - Бога.
Природа - творение Божье. Богословие изучает священное писание - откровение. Значит между сочинениями одного и того же автора не может быть противоречий.
К истинной вере можно прийти изучением священного писания, но лучше истины Откровений пояснить с помощью науки. Наука переводит истины Откровений на более доступный язык. Лучше понимать, чем просто верить.
Язык Аквинского красочен: "Наука - служанка богословия. Госпожа может обойтись и без нее, но с ней легче". Его учение - томизм (от лат. формы Томас) более 100 лет является официальной религиозной философией Ватикана.
Фома Аквинский в философском учении опирается на философское учение Аристотеля (учение о соотношении материи и формы). Вслед за ним, Фома: материя - пассивное начало, материя не может существовать отдельно от формы, а форма может, Фома выдвигает целый ряд доказательств существования Бога.
Схоластика пришла в упадок когда стала развиваться наука. Достижения Средневековой философии: В.С. Соловьев считал, что философия средневековья - шаг назад по сравнению с ранним христианством. М.М. Бахтин: в искусстве (духовном) - шаг назад. В целом СФ пропагандирует оптимистичный взгляд на мир: все, что сотворено Богом, хорошо и совершенно, миром правит добро (сатана, зло - в небытие). В рамках СФ разработано оригинальное учение о человеке. Античное учение главным свойством человека считает разум, учение средневековья - волю. Августин: мы видим добро, но не следуем за ним - не позволяет воля. В СФ возникает проблема самосознания, формируется "Я". Начинает формироваться историческое мышление. В античности основой этики было знание, в средние века - вера, т.е. центр тяжести был перенесен из разума в веру. Августин говорил, что все люди - суть воли; человек хотя и знает добро, но его воля не подчиняется ему, и он делает то, что не хотел бы делать, т.е. человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, без благодати.
Прослеживается двойственность положения человека: по замыслу он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия.
Внимание к внутренней жизни порождает у человека чувство собственного "Я". Это приводит к открытию самосознания как субъективной реальности. Наше знание о собственном существовании (самосознание) обладает абсолютной достоверностью.
Бытие. Так как Бог - высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, хорошо и совершенно. Зло - небытие, не есть сущность. Зло живет за счет добра. Добро правит миром (оптимизм).
Средневековая философия формируется под воздействием философских и христианских откровений (новое толкование для обоснования своих догматов).
Сущность (смысл данной вещи) и существование (все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии) или эссенция и экзистенция. Познание определенной вещи сводится к 4 вопросам: 1. Есть ли вещь? Установить существование 2. Что она такое? 3. Какова она? [Сущность вещи 4. Почему (или для чего) она есть? У Аристотеля нет четких разграничений этих понятий. Это у Боэция (480 - 524 гг. до н.э.). Проблема разума и веры (воли). В античности центр тяжести этики - в знании, в средние века - в вере, т.е. перенесен из разума в веру. Августин: все люди - суть воли; человек хотя и знает добро, но его воля не подчиняется ему, и он делает то, что не хотел бы делать. Человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, т.е. без благодати.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.