18 в. - эпоха Просвещения. Научное знание распространяется вширь, выходя за пределы университетов. Растет уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, прогрессе наук'. Эти умонастроения формируются еще у Бэкона, Декарта, Гоббса. Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции были предложены в 18 веке.
Особенности этого времени: 1) связь науки с практикой, ее общественная полезность; 2) критика, направленная не против схоластики, а против метафизики (критика Картезианства).
2 главных лозунга: наука и прогресс. Причем обращение именно к научному разуму. Просвещение выражает умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родина Просвещения - Англия (раньше всех вступает на путь буржуазии). Основное направление: низвержение метафизики. Объяснение: мирская направленность жизни буржуазии, на наслаждение, на интересы человека. В Англии - Дж. Локк, А. Коллинз, А.Э. Шефтсберн, Дж. Толанд, А. Смитт и Д. Юм. Во Франции - Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.Д. Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри. В Германии Г. Лессинг, И. Гердер, молодой Кант.
Дж.Локк (1632 - 1704): "Опыт о человеческом разуме" (англ.). Сенсуалистическая критика метафизики, эмпирической теории познания; но и принципы естественного права, предложил тот естественный правовой идеал, в котором выработались потребности буржуазии.
К неотчуждаемым правам человека принадлежат 3 основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность, в сущности связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости А. Смита. Локк: собственность любого человека - результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимое следствие принятия 3-х неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ 1694 - 1778) - один из великих фр. писателей, психолог, философ культуры и истории. Полемист, сатирик, памфлетист, публицист (журналист). Боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и другой нетерпимости. Ненавидел деспотизм и королей.
Труды: "Кандид" (1759), "Философский словарь" и др. Много сделал для философского просвещения общества. Основной вопрос: борьба против церкви, религии, нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на откровении, Вольтер противопоставил деистическую религию разума. От отверг онтологическое доказательство бытия Бога. По нему, существует разумный творец или причина целесообразности мира. Бытие Бога вытекает также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отверг не учения о свойствах Бога. С другой стороны, он отверг и атеизм - учение, опасное для общества (основанное на частной собственности).
С вопросом о Боге был связан модный в то время вопрос об оправдании царящего в мире зла и от ответственности Бога за это зло. В "Кандиде" Вольтер осмеял казенный оптимизм и философской религии и прислуживании ей философии. Никто ни в силах оправдать существование зла и страдания ни в чем неповинных людей (Лиссабонское землетрясение 1755 г.). Лучше признать, что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима.
Психологическое учение Вольтера. У нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции. Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию, а воспринимаем только живые явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас наличие души значит помещать внутри нас маленького Бога, способного нарушать действующий в мире порядок. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим, чем у животных, интеллектом, но с более слабым инстинктом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.