Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 10

Греческие мыслители ищут первоначало, из чего все произошло. У Фалеса - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Самое же первоначало не просто вещество (химическое или физическое), а нечто такое, из чего возникает живая природа и одушевленные существа. Вода и огонь метафоры, или символические значения. Уже у древних "физиков" философия представляется как наука о причинах и началах всего сущего. Здесь объективизм и онтологизм (учение о бытие др. греков) древней философии. Ее основной мотив - выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или кажущиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (вначале не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического "порождения" у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривали космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначально предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которой все существующее надо мыслить как единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь (самый динамичный среди космоса). Однако, диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободно от образно-метафоричной формы.

ОНТОЛОГИЗМ АНТИЧНОЙ КЛАССИКИ Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (Пифагор - 2-я половина 6 в. до н.э.), которые считали началом всего сущего число; а также учение элеатов - Ксенофона, Парменида, Зенона (конец 6 - начало 5 в. до н.э.), вычленивших понятие бытия как такового.

Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того - постижимость разумом важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу бытия - чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. Парменид: "Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует", т.е. мышление и бытие - это одно и то же. Парменид: бытие есть, а небытия нет, т.е. есть только невидимый, неосязаемый мир - бытие, и только бытие мыслимо (без противоречия).

Здесь выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму; то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое чувственному миру, знание мнению, т.е. обычным, повседневным представлениям.

Бытие - это то, что всегда есть; оно также едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, т.е. тождественным. Элеаты: Мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях.

Осознание природы мышления было характерно для раздумий древнегреческих философов: у Парменида, у его ученика Зенона, а позже у Платона и его школы, понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.

ПРОБЛЕМА БЕСКОНЕЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ДИАЛЕКТИКИ. АПРИОРИИ ЗЕНОНА