Без "вещей в себе" не может быть и явлений. Но нарушен принцип причинности. Мир "вещей в себе" может быть доступен только разуму, но разуму только теоретическому, т.е. науке, он недоступен. Он открывается практическому разуму или разумной воле, которая позволяет человеку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума).
Т.о. человек - житель 2-х миров: чувственно-воспринимаемого (в нем он подчинен законам природы) и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума (нравственному).
Человек, как существо наделенное разном, есть вещь сама по себе. Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму - есть знание-призыв, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона: не превращай другое разумное существо только в средство реализации своих целей.
Т.о. принцип удовольствия противостоит принципу морали: добродетель и счастье - две вещи несовместимые. Хотя Кант был близок к философии Просвещения, впоследствии в своем учении он критикует просветительские концепции разума. Просветители: познание безгранично. У Канта: есть пределы человеческому познанию и общественному прогрессу. Он ограничил знание, чтобы дать место вере. Сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставлена выше него.
Нем. кл. философия - условное обозначение для философских систем 4-х выдающихся немецких мыслителей: Эммануила Канта, Фридриха Шеллинга, Фридриха Вильгельма и Георга Гегеля. Она названа классической по месту этих философских систем в историко-культурном процессе. Они преобразовали философскую мысль во всех подразделах: антологии, теории познания, этике и эстетике.
Кант - наш соотечественник, т.к. прожил безвыездно с 1724 по 1804 гг. в г. Кенигсберге (Калининграде, Приб.). Кант, как личность: закончил теологический факультет Кенигсбергского факультета, занимался учительством, потом приват. доцент и профессор Кенигсбергского университета. Считается основателем нем. кл. философии Работы: "Критика чистого разума" 1781 г., "Критика практического разума" 1788 г., "Критика способности суждения" 1790 г. (проблемы эстетики).
Характеристика основных идей Канта: 1. Теория познания. В работе "Критика чистого разума". До Канта теория познания характеризовалась борьбой 2-х направлений: рационализма и эмпиризма. Своеобразие Канта в том, что он пытался преодолеть противоположность этих направлений. Он сделал это посредством коперниковского переворота в философии (метод в теории познания). (Коперниковский переворот: система Птолемея геоцентрическая, а система Коперника - гелиоцентрическая: в центре Солнце).
Кант рассуждал: до Коперника люди думали, что Солнце и звезды движутся по небу, а на самом деле - наоборот. Кант по аналогии считает, что люди приписывали действительности то, что они вкладывали в нее сами. Кант приписывает себе заслугу о разоблачении этой идеи.
Вывод: в действительности человеческий ум познает только то, что он сам бессознательно в нее вложил. Конкретнее этот переворот раскрыт через понятие "вещь в себе" и "явление".
"Вещь в себе" - это действительность, как- она существует не зависимо от наших восприятий, а "явление" - это действительность, воспринятая и упорядоченная нашей психикой.
"Явление" - то, что существует, "вещь в себе" - то, что мы не можем понять. Определяющая черта Кантовской философии - агностицизм. Историческая заслуга Канта: он произвел анатомический анализ познания и выявил его фундаментальное основание. Важнейшие разновидности познания: априорное и апостериорное.
Априорное познание - доопытное. Апостериорное - послеопытное. Основной вопрос теории познания Канта: как возможно априорное познание? Кант ставит вопрос: возможны ли синтетически априорные суждения? (нельзя вывести другое положение). Н: прямая является кратчайшим расстоянием между точками, всякое действие имеет причину. Это априорное и синтетическое суждения. Когда они возможны?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.