Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 23

В этот момент зарождается протестантизм Его основатели Лютер и Кельвин. Акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, т.к. трансцендентный Бог составляет предмет веры, а не знания.

Разведение веры и знания привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей". Под этим понималось прежде всего практическое познание природы. Предоставив дело спасения души одной вере, Лютер тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Сфера практической деятельности приобретает особо важное значение: труд своеобразная мирская аскеза. Уважение к любому труду, признание ценности любых изобретений, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко это выражено у Бэкона. Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской и т.д. Знание, не приносящее практических плодов - ненужная роскошь.

РАЗРАБОТКА ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА. Но для познания природы необходимо применить научные методы исследования. Раньше использовали дедуктивный метод: мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод не подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т.е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям (по индукции). Индукция (наведение) была описана Аристотелем, но у него нет такого универсального значения.

Например, полная индукция: перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство (сирень белая). Однако роль индукции в науке не очень велика.

Гораздо чаще применяется неполная индукция - суждение считается верным до тех пор, пока не встретится противоположный факт. Стало быть, в основе неполной индукции лежит заключение по аналогии, а оно носит лишь вероятностный характер, но не обладает строгой необходимостью.

Бэкон пытается сделать метод неполной индукции более строгим и тем самым создать "истинную индукцию". Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

Т.о. естествознание должно пользоваться лишь двумя средствами: перечислением и исключением, т.е. должны быть собраны все случаи, где присутствует данное явление и те, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который сопровождает данное явление и который отсутствует когда этого явления нет, то этот признак" можно считать "формой" или "природой" данного явления. Н: Бэкон нашел, что "формой" теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Творчество Ф.Б. оказало широкое влияние на духовную атмосферу 17 в. Не случайно его призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

Однако, у Бэкона чрезмерный акцент на эмпирические методы исследования, недооценив рациональное начало в познании, особенно - в математике.

Поэтому, развитие нового естествознания пошло не по пути Ф. Бэкона, т.к. не может дать всеобщего и необходимого знания, к которому стремится наука.

Экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке нового типа эксперимента, который мог бы служить для применения математики к познанию природы. Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики.

Античная и средневековая физика не была математической наукой: математика не может изучать движение, составляющее главную характеристику природных процессов.

В 17 в. усилиями Кеплера, Галилея и его учеников - Кавальери и Торричелли - развивается новый метод бесконечно малых величин, получивший название дифференциального исчисления. Этот метод вводит принцип движения в саму математику, благодаря чему оказывается возможным изучать физические процессы.