Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 14

Форма - активное начало (жизни и деятельности), материя - пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности; форма же есть нечто неделимое и тождественно с сущностью вещи.

Все сущности делятся на низшие (те, что состоят из материи и формы) и высшие - чистые формы. Наивысшая сущность - вечный двигатель. Природа - это живая связь всех единоличных субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющую причину и конечную цель всего сущего.

Космос - очень большое, но конечное тело (следует из неприятия актуальной бесконечности). ПРОБЛЕМА ДУШИ И ТЕЛА у Платона (ученик Сократа). Его ведущая тема - нравственно-этическая, а важнейшие предметы изучения - человек, общество и государство. Платон (как и Сократ): условием нравственных поступков тоже является истинное знание. Платон продолжает работу Сократа по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм софистов и достигнуть верного, объективного знания. Эта работа получила название диалектики (беседовать, рассуждать).

Знание подлинного бытия, т.е. того, что себе тождественно и неизменно - мир идей - должно дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, т.е. (по Сократу) - счастливы.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Подобно тому, как все сущее делится на две формы: вечные и самосущие идеи и переходящие, несамостоятельные вещи чувственного мира, в человеке различается бессмертная душа и тленное тело.

Душа, подобно идее, едина и неделима, тело, т.к. в него входит материл, состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: все, движущее само себя - бессмертно, тогда как все, движимое чем-то другим, конечно и смертно.

Однако, как связаны душа (самостоятельное и нематериальное) и тело? Почему душа нуждается в теле? Душа из двух частей: высшая - разумная (человек созерцает внешний мир и стремится к благу) и низшая, чувственная, телесное начало даже само по себе злое, отрицательное.

Платон - сторонник переселения душ (в зависимости от деяний). Только самые совершенные души остаются в царстве идей. Тело - темница души, из которой она должна освободиться и значит очиститься, подчинив свои чувственные стремления высшему стремлению к благу. А это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

ПЛАТОНОВА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Цель - создание совершенного человеческого общества - государства. Этика Платона не индивидуальная, а социальная.

Все люди делятся на 3 части: (в зависимости от части души, которая преобладает): разумная, эмоциональная или чувственная. Если разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу. Они привержены к правде, справедливости, умеренности в чувствах. Это - мудрецы, философы, - правители в государстве.

При преобладании аффективной части души - человеку свойственны благородные страсти: храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу. Это "стражи", воины, - для безопасности государства.

Наконец, люди вожделяющего типа должны заниматься физическим трудом - крестьяне и ремесленники. Ничего сверх меры - таков принцип Платона (мера

- общая добродетель для всех сословий). Справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на земле. Человек живет ради государства (господство всеобщего над индивидуальным). Идеальное государство вряд ли возможно из-за несовершенства человеческого рода. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом.

Высшая цель государства состоит в достижении добродетельной жизни, жизни счастливой. Человек самой природой предназначен к жизни сообща, только в общежитии люди могут формироваться нравственно. Такое воспитание может осуществляться только в справедливом государстве. Государство обращено к человеку. Наилучшая жизнь - это не материальный достаток (средний), но в первую очередь соблюдения справедливости.