Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 33

Но помимо этого, наша чувственность имеет свои доопытные (априорные) формы, в которых укладываются эти ощущения и с помощью которых они упорядочиваются. Это - пространство и время.

Пространство - это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания. Время - априорна" форма чувства внутреннего (внутреннего созерцания). Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал. А таковы суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на чистое созерцание, пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика). Это не значит, что математика не нуждается в понятиях рассудка. Но из одних только понятий, без обращения к интуиции, т.е. созерцанию пространства и времени, она не может обойтись. (Здесь это не формы бытия, а априорные формы чувственности). Это дает возможность дать обоснование объективной значимости идеальных конструкций (математики).

Процесс познания у Канта: нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Эти последовательности упорядочиваются с помощью априорных форм - пространства и времени, составляют предмет восприятия, который носит индивидуальный и субъективный характер. Для того, чтобы оно превратилось в опыт (т.е. в нечто общезначимое - объективное), необходимо участие другой познавательной способности - мышления, которое оперирует понятиями. Эта способность - рассудок (спонтанная деятельность); его деятельность формальна, нуждается в некотором содержании, которое как раз и представляется чувственностью. Рассудок необходим для подведения многообразия чувств материала под единство понятия.

Индивидуальное восприятие становится общезначимым с помощью категорий. Наш рассудок сам конструирует предмет сообразно априорным формам мышления - категориям. Мы можем познать только то, что сами создали.

Отвергнув субстанционализм прежней философии Кант ставит вопрос: "Что именно служит последним основанием единства? Такое высшее единство только в субъекте, в акте самосознания.

Категории - частные формы (спецификации) этого высшего единства Что руководит деятельностью рассудка? Это разум. Рассудок всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним, безусловным, ибо в мире нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание (абсолютно безусловное), из которого следовало бы все и все объяснялось. Такое безусловное - идея. Идея - не сверхчувственность сущности (Платон), а представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит.

Противоречие: достижение последнего безусловного - задача, к которой стремится разум; но это - недостижимо. А поэтому рассудок выходит за пределы опыта; однако лишь в этих рамках категории имеют применение. С помощью категорий нельзя познать внеопытные вещи сами по себе.

Доказать, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет. Кант пытается с помощью обнаружения противоречивого характера этого мнимого предмета. Н: "мир ограничен в прост-ве и времени" так же доказуем, как и противоположный: "мир бесконечен в пространстве и времени" - противоречие (антиномия) - такой предмет не познаваем.

Диалектическое противоречие свидетельствует о неправомерном применении нашей познавательной способности, следовательно мир непознаваем.

Существует водораздел между миром явлений и непознаваемым миром "вещей в себе". В мире явлений царит необходимость, все обусловлено другим, нет субстанции, которая существует через себя. Мир опыта только относителен, существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту.