Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 27

Спиноза (1632 - 1677) пытался преодолеть неопределенный статус субстанций у Декарта, создал учение о единой субстанции - монизм, которой является Бог или природа. Субстанция - причина самой себя, т.е. как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Но Бог Спинозы

- не .личность, наделенная сознанием, не творец природных вещей. Бог бесконечная безличная сущность, главное определение которой - существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Только Бог обладает бесконечной полнотой бытия.

Субстанция состоит из бесконечно многих атрибутов. Без них нет субстанции. Атрибут - то, что ум представляет в субстанции как составляющую ее сущность. Состояние проявления субстанции - есть ее модус.

Мир познаваем, нет врожденных идей (как у Декарта). Метод познания невозможен, т.к. для его сознания нужен другой метод. Задача познания в приобретении знаний (идей). Знания приобретаются: по наслышке; из беспорядочного опыта; из аналогий; через сущность (дает строго адекватное отношение к самой вещи).

Рационалистическая ситуация. Критерий истины в самом разуме. Истинные идеи даются в самом сознании. В природе нет порядка и беспорядка, добра и зла. Нельзя спрашивать, для чего вещь существует, можно спрашивать для чего так существует (природа не ведает цели). Свобода человека, как осознание необходимости своего существования. Мышление и протяжение - есть атрибуты субстанции, а единичные вещи это модусы (видоизменения) субстанции. Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления, порядок и связь идей соответствуют порядку и связи вещей. Все они - суть следствия божественной сущности. Таким образом, весь мировой процесс совершается в силу необходимости и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.

Г.Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, основатель Берлинской Академии Наук, пытается найти универсальное динамичное начало мира монада. Противопоставляет учение о множественности субстанций (монад) - (с греч. единое).

Все вещи обладают силой, внутренне способны действовать. Эти силы - главное различие одной вещи от другой. Силы всегда равновелики. Число их бесконечно. Монада - духовная единица бытия, метафизическая точка, сущность или принцип действия бытия. Монады бывают простые, монады духов. Бог - высшая монада - иерархия монад. Каждая монада - мир, сжатая вселенная.

В античности субстанция (сущность) - неделимое. По Лейбницу монада проста, т.е. неделима. Монада не может быть чем то протяженным, материально-вещественным, ибо все материальное делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. В чем состоит эта деятельность? Она есть то, что невозможно объяснить из механических причин: 1) представление, восприятие; 2) стремление.

Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Монады мыслятся по аналогии с человеческой душой. Монады - это души, когда у них есть чувство; и духи - когда они обладают разумом. Т.о. все в мире живое, одушевленное. В любом куске вещества существует целый мир живых существ - монад (это связано с открытием микрокосмоса. А. Левенчук обнаружил инфузории и бактерии), отсюда необходимость монадологии Лейбница.

Но монады образуют своеобразную лестницу. Возрастание степени сознательности или разумности - вот его критерий для определения степени развитости монады.

Все доступные человеку знания делит на 2 вида: 1) "истины разума" - знания, полученные с помощью разума, без опыта (закон тождества и противоречия, аксиомы математики); 2) "истины факта" получаются эмпирически (наши представления о мире).

9. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВОЛЬТЕР, РУССО, ГОЛЬБАХ)