Однако философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. На первый план выступают такие вопросы, как' пути достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого, счастья и др. Французский философ Альбер Камю считает самой животрепещущей проблему смысла жизни: "Решить, стоит ли жизнь труда быть прожигой, или она не стоит этого, значит, ответить на основной вопрос философии".
Однако этот вопрос об отношении сознания к бытию не стоит в одном ряду с другими конкретными философскими вопросами. Это скорее смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на осмысление отношений человека к миру, на понимание форм их взаимодействия. Таким образом, многоплановая проблема "мир-человек" (субъективность-объективность, материальное и духовное) выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Понятие Ф. схоже с М. Ф. отл-ся от других форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. В отличие от мифологии и религии Ф. избрала свободное, основанное на принципах разума, размышление о мире и человеческой жизни. ФМ - это воззрение на мир как единое целое. В этом ее СПЕЦИФИКА. Она рассм-ет наиболее общие вопросы бытия и мира. Долгое время решался вопрос об отношении (первобытности) бытия и духа. Но это лишь исх.принцип построения фил.теории.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС - об отношении человека к миру, т.е. что такое человек в этом мире и что такое мир для человека? Остальные вопросы связаны с этим и образуют ПРОБЛЕМАТИКУ. Но это не значит, что вопрос об отношении материального к идеальному теряет смысл; это всегда учитывается при построении проблем. Вокруг этих проблем сформулированы виды философии: материализм (нечто, существующее за пределами сознание: тень, биополе) и идеализм (об отношении идеального к материальному).
Разновидности идеализма: - субъективный - мир рассматривается как комплекс ощущений субъекта, т.е. человек имеет дело с тем миром, который его окружает (Беркли, Мах); - объективный - есть некая мировая воля и мировой разум, которые выступают как некая направляющая сила. Все взаимосвязано, все взаимозависимо. Существование одного создает существование другого. Так существует только сам мир (Платон, Пифагор).
Таким образом, предмет философии - наиболее общие законы развития бытия и познания. Через эти законы, принципы и категории философия образует мировоззрение.
В мировоззрении и в философии всегда присутствуют два угла зрения: направление сознания "вовне" - формирование той или иной картины мира и "вовнутрь" - обращение к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по Декарту, человек - вещь мыслящая, страдающая и т.д.).
Из многообразия отношений "мир-человек" можно выделить 3 основных типа: познавательные, практические и ценностные. В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющих по его убеждению принципиальное значение для философии: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составляли два противоположных направления: ИДЕАЛИЗМ - мир объясняется исходя из духа, сознания и МАТЕРИАЛИЗМ - основа миропонимания это природа, материя, объект реальности, существующий независимо от человеческого сознания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.