Роль совершенствования организация труда в повышении эффективности производства, страница 24

Структура обслуживания:

1.  Обслуживание технических средств.

2.  Подготовка процесса производства (организация транспортировки работ, энергоснабжения, обеспечение инструментом и тактическими приспособлениями, наладка оборудования, коммуникации).

3.  Обслуживание предметов труда.

4.  Охрана труда и обеспечение техники безопасности.

5.  Санитарно-гигиеническое обслуживание.

6.  Организация медицинского обслуживания, питания, бытовое и культурное обслуживание.

Большинство функций обслуживания связано с инфраструктурой производства и потому требуют особого внимания руководства завода.

Формы обслуживания:

1.  Дежурная (в единичном и мелкосерийном производстве) обслуживание по вызову ремонтников, электриков.

2.  Планово- предупредительная система (в серийном производстве) действует по признаку обслуживания рабочего места. Согласуется с плановыми рабочими по текущему ремонту (ППР) (…) требует квалифицированными рабочими.

3.  Стандартная система (в крупносерийном производстве) требуется жесткая система организации производства.

Специализация рабочих мест позволяет оснастить их наиболее производительным оборудованием, обеспечивающим его рациональное использование, а также фонда рабочего времени и безопасности.

Основное технологическое оборудование: станки, машины, агрегаты, автоматические линии, пульты управления и т.д.

Вспомогательное – сборочные, сварочные, испытательные, транспортеры, (…), склады и др. средства подъема и транспортировки.

Технологическая оснастка:  приспособления, инструмент (режущий, (…) вспомогательный), техническая документация.

Организационная оснастка

Средства хранения, размещения приспособлений, инструментов, вспомогательных материалов, запчастей (рабочие столы, верстаки, тумбочки, стеллажи, полки, шкафы).

Производственная тара для заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции (контейнеры, ящики, поддоны, боксы).

Производственная мебель (стулья, кресла, подножные решетки, подлокотники,  (…)).

Средства хранения документации ((…), кронштейны, планшеты).

Средства сигнализации и связи (звук, свет, (…), телефоны, радиоприемники и т.д.).

Средства освещения (общего и местного).

Основные требования к системе обслуживания:

1.  Плановость.

2.  Регламентация работ.

3.  Согласованность с основными планами производства.

4.  Предупредительность.

Выбор системы обслуживания должен соответствовать обеспечению гибкости, адаптивности к процессам (…), условиям комплектности (увязка всех (…)), экономичности.

Порядок организации обслуживания:

1.  Анализ и выявление потерь рабочего времени.

2.  Сравнительный анализ выбранных показателей.

3.  Разработка системы обслуживания с использованием типовых рекомендаций.

4.  Установление степени децентрализации.

5.  Определение формы обслуживания по цехам с учетом качества выполняемых работ.

6.  Распределение функций, обязанностей, ответственности.

7.  Установление стимулов.

Оснащение

Применение основного технологического оборудование, его состав и оснастка зависят от степени однородности выполняемых работ, специализации рабочих мест.

В узко специализированных рабочих местах  экономически  оправдано применение специального, высокопроизводительного оборудования, а также оснастки и инструмента. Специализация способствует сокращению ПЗ, В, росту производительности труда.

Специализация рекомендуется при различных видах работ: групповых, механизированных, в массовом и единичном производстве, при многостаночном обслуживании. Данная  временная специализация оправдана. При этом надо учитывать некоторые  ограничительные условия для индивидуального труда (монотонность – избежать автоматизации).

Выбор оснащения рабочего места

Выбор оснащения рабочего места зависит от профиля рабочего места, его специализации, круга выполняемых операций. Оснащение должно соответствовать выполняемым работам, обеспечивать максимальную эффективность, быть безопасным.