Для проверки нагревания тяговых двигателей необходима остановка поезда, а для проверки нагревания главного генератора – остановка дизеля. Это не дает возможности определить с достаточной точностью время хода по перегону при безостановочном движении. Поэтому проводят две опытные поездки. В одной поездке проверяют нагревание электрических машин, а в другой – время хода по данному перегону. При этом массы поездов, режимы их ведения и средние нагрузки от оси вагона на рельсы должны быть в двух поездках практически одинаковыми.
В случае необходимости проверяют работоспособность холодильника тепловоза, оценивают достаточность его охлаждающей мощности при высокой температуре охлаждающего воздуха, а также возможность поддержания оптимального температурного режима воды и масла дизеля при пониженных температурах наружного воздуха. При этом дополнительно фиксируют температуру воды и масла до и после холодильника, температуру воздуха в шахте холодильника, напряжение главного генератора, частоту вращения коленчатого вала дизеля, давление масла, температуру отработавших газов, положение регулирующих органов холодильников и работу вентиляторов. Такие проверки проводят также при опытных поездках по оценке норм массы поездов и определении рациональных режимов вождения поезда.
На основании результатов испытаний составляют сводную таблицу, в которую вносят для каждого перегона времена хода, установленные расписанием, полученные при опытных поездках и предлагаемые для составления нового графика.
Степень использования сцепного веса локомотивов устанавливают проверкой норм масс поездов по условиям сцепления колес с рельсами, при этом определяют коэффициент сцепления на конкретных элементах профиля пути. Как известно, расчетный коэффициент сцепления является некоторой средней детерминированной величиной и не отражает характерных особенностей каждого отдельного локомотива или участка. Определение реализуемого коэффициента сцепления позволяет установить обоснованные нормы масс поездов с учетом климатических особенностей местности, характера профиля и плана пути, поверхностных загрязнений рельсов и других факторов, влияющих на сцепление колес с рельсами.
Сила тяги локомотива может быть подсчитана по току тяговых двигателей с использованием электротяговых характеристик. Силу тяги определяют также с помощью проволочных тензодатчиков, наклеенных на хвостовик специальной автосцепки, или динамометром.
Срыв сцепления и начало боксования какой-либо колесной пары лучше всего обнаруживаются при установке специальных датчиков на колесные пары испытуемого локомотива. Если нет таких датчиков, то этот боксование колесных пар можно обнаружить, если наблюдать за амперметрами групп тяговых двигателей. Колебания стрелки какого-либо амперметра при установившемся положении остальных указывают на боксование колесной пары, связанной с двигателем, находящимся в этой группе. Наблюдение за амперметрами позволяет более точно определить момент начала боксования колесных пар.
При расчете коэффициента сцепления по силе тяги, определенной по динамометру, следует принимать к расчету только те значения силы тяги, которые были получены при установившейся скорости движения, так как показания динамометра, полученные при движении поезда с ускорением или замедлением, учитывают и инерционные силы.
Касательную силу тяги локомотива определяют по силе тяги на автосцепке при движении с установившейся скоростью:
где Fдин – сила тяги на автосцепке, регистрируемая динамометром (при работе кассеты со стороны локомотива), Н; mр – масса локомотива, т.
Тогда реализуемый коэффициент сцепления
.
Если в момент измерения поезд движется по подъему или в кривом участке пути, при определении коэффициента сцепления должно быть учтено дополнительное сопротивление движению локомотива, рассчитанное по формулам, приведенным в ПТР.
Для определения тока, соответствующего наибольшей реализуемой силе тяги, могут быть использованы показывающие амперметры, самопищущие приборы и осциллографы. Использование показывающего амперметра наиболее просто, однако точность результатов зависит от реакции наблюдателя и его способности запоминать предыдущие показания приборов. Кроме того, при этом нельзя повторить или восстановить их значения и другие факторы.
Использование самопишущего прибора позволяет фиксировать значение тока на ленте. На самопишущий прибор следует записывать ток той группы двигателей, где расположены колесные пары, наиболее подверженные боксованию. Они должны быть выявлены во время предварительных поездок при снятии токов по группам двигателей.
При наличии осциллографа возможна запись тока всех групп двигателей и скорости движения на одну ленту. Этот способ регистрации боксования колесных пар наиболее желателен из-за удобства обработки и точности результатов, однако применять его целесообразно тогда, когда известны участки пути, на которых постоянно наблюдается боксование.
Во всех случаях проведения опытных поездок для проверки весовых норм поездов по условиям сцепления необходимо регистрировать скорость движения поезда, температуру и атмосферное давление наружного воздуха, метеорологические условия, состояние пути и поверхностных загрязнений рельсов, места возникновения боксования.
Режим ведения поезда, как было показано выше, влияет на уровень нагревания электрических машин. В то же время локомотивная бригада в условиях эксплуатации лишена возможности судить о температуре обмоток электрических машин из-за отсутствия на локомотивах приборов для этой цели. Поэтому очень важно проводить практическую проверку полученных при тяговых расчетах температур обмоток электрических машин локомотивов. Тяговый двигатель для проверки нагревания обмоток выбирают на основании данных о распределении токов и вентилирующего воздуха по тяговым двигателям или группам двигателей: обычно выбирают два двигателя, находящиеся в наиболее тяжелых условиях эксплуатации, т. е. с наибольшей токовой нагрузкой и худшей вентиляцией, и в средних условиях эксплуатации, т. е. с токовой нагрузкой, близкой к средней для локомотива, и расходом охлаждающего воздуха, близким к номинальному.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.