Экономика как наука и практика. Предмет, объект и содержание курса. Структура курса и характеристика его разделов, страница 4

4. Развитие концентрации на основе диверсификации производства, т. е. процесса развития активности предприятия, которое использует собственные накопления не только на развитие действующего производства, но и на организацию новых производств и оказание различных услуг;

Уровень концентрации определяет размер предприятия. В отечественной практике используется два способа определения размеров предприятия.

1.По минимуму приведенных затрат.

З=(С+Е·К+Зтр)->min

C- себестоимость;

К- удельные капитальные вложения;

Е- к-т эконом. эф. капитальных вложений;

Зтр- транспортные затраты

2.Затраты от объема  производства. 

7. Специализация, ее сущность, формы и показатели уровня развития.

Специализация- это процесс сосредоточения выпуска определенного вида продукции в отдельной отрасли промышленности, на предприятии, в структурном подразделении.

В промышленности  различают следующие формы специализации:

- предметная- т.е. специализирующаяся на выпуске готовой продукции;

- подетальная- специализирующаяся на выпуске отдельных деталей, узлов;

- стадийная (технологическая)- специализирующаяся на выполнении отдельной операции или стадии производства;

- специализация вспомогательного производства- тара, упаковка, инструменты и т.д. 

В зависимости от масштаба различают межгосударственную, межотраслевую и отраслевую специализацию.

Показатели:

1.К-т охвата производства – доля продукции отрасли в общем объеме производства;

2.К-т специализации- это доля основной профильной продукции предприятия или цеха в общем объеме производства;

3.Широта номенклатуры и ассортимента.

Экономическое обоснование специализации.

Э=[(C1-C2)-(Зтр2-Зтр1)] ·Q2+E·K’+П’

C1, С2- себестоимость продукции до и после специализации 

Зтр2-Зтр1- транспортные затраты до и после специализации 

Q2-объем производства после специализации 

К’- дополнительные капитальные вложения на проведение специализации;

П’- дополнительная прибыль от повышения качества продукции

8. Кооперирование, его сущность, формы и показатели уровня развития.

 Кооперирование- это длительные производственные связи м-ду предприятиями выпускающими сложную продукцию.

Виды кооперирования:

1.Предметная или агрегатная т. е. поставка различных изделий головным предприятиям выпускающих машины и оборудование.

2.Подетальная т.е.поставка деталей или узлов головному предприятию.

3.Фазовая или технологическая т. е. поставка головному предприятию полуфабрикатов(технологически  незавершенного производства);

Различают следующие виды кооперирования:

-межрайонные

-внутрирайонные

-межотраслевые

-внутриотраслевые

Система показателей.

1.Доля стоимости полуфабрикатов, узлов, деталей полученных предприятием в виде кооперированных поставок в общей стоимости продукции предприятия.

2.Радиус кооперирования, который определяет как средневзвешенная величина;

Экономическая целесообразность кооперирования определяется по формуле:  

Э=[(C1-C2)-(Зтр2-Зтр1)]·Q2+E·K’+П’

C1, С2- себестоимость продукции;

Зтр2-Зтр1- транспортные затраты;

Q2-объем производства;

К’- дополнительные капитальные вложения;

Основной недостаток увеличение транспортных затрат с увеличением радиуса кооперирования.

9.  Комбинирование производства, его сущность, формы и показатели уровня развития.

Комбинирование- это процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счёт последовательного выполнения технологических стадий, обработки сырья, материалов, комплексного использования сырья  и отходов, а также вследствие диверсификации производства (расширение производства за счёт новых видов производства).

Различают три формы комбинирования:

1.На последовательном выполнении стадий обработки сырья(металлургия);

2.На использовании отходов производства(химическая промышленность);

3.На комплексном использовании сырья, энергии, отходов(нефтяная промышленность);

Система показателей.

-доля продукции, полученная в результате комбинирования  в общем объеме выпускаемой продукции;