Экономика как наука и практика. Предмет, объект и содержание курса. Структура курса и характеристика его разделов, страница 29

б) антропометрические – соответствие размера и конструкции средств труда к размерам тела человека и его отдельных частей, а также распределению массы человека.

в) физиологические и психофизиологические  - характеризуют соответствие конструкции изделия слуховым, зрительным и др чувствам

Психологические способность человека  воспринимать и перерабатывать информацию, формирование новых навыков и закрепление старых навыков при работе с некоторыми изделиями.

4)  выразительность, оригинальность внешнего вида изделия, определенный стиль.

5)   Определяют  патентную чистоту и конкуренцию на мировом рынке.

6)  Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность, цена потребления (совокупность затрат потребителя, складываются зи продажной цены и эксплуатационных расходов за весь срок эксплуатации.

Конкурентоспособность продукции и методы ее определения.

Уровень качества продукции – это относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значения показателей, характеризующее технологическое совершенство изделия с базовыми  значениями соответствующими показателями.

Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции и определение их числовых значений.

Конкурентоспособность продукции – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от товаров конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет, рационального использования финансовых ресурсов  и производственного потенциала производства.

Абсолютно конкурентоспособным  является товар не имеющий аналога на рынке. На практике определение конкурентоспособности продукции основывается на сравнительном анализе его характеристик с товарами по степени удовлетворения потребности  и по стоимости.

Способы определения конкурентоспособности товаров:

1)  основан на использовании цены потребления – издержки потребителя складываются из амортизационных поступлений, з/п обслуживающего персонала с отчислением на соц нужды, расходов на топливо энергию, горюче-смазочных материалов.

Для определения годовых издержек потребителя его суммарные расходы делятся на нормативный срок эксплуатации. Т.к. при старении товара издержки потребителя вырастают, то они являются наиболее значимыми в определении его конкурентоспособности

2)  Основан на определение себестоимости и реализации продукции и уровень качества продукции. При сравнении с товаром конкурента наиболее конкурентоспособным является тот, издержки которого ниже, а уровень  качества более высокий.

3)  Основан на сопоставлении технического уровня товаров и продажной цены, т.е. сначала определять технический уровень товара и сравнивать с базой

Интегральный показатель качества:

ω=p*m

Факторы влияющие на качество продукции

Внутренние факторы

1)  технические факторы : внедрение новой техники и технологии, использование более качественных сырья и материалов.

2)  Организационные – соблюдение технологической и трудовой дисциплин, ответственность работника за выпуск качественной продукции, подготовка квалифицированных работников, улучшение организации службы ОТК, внедрение системы управления качеством, сертификация качества продукции.

3)  Экономические – выбор метода формирования себестоимости, политика ценообразования повышение мотивации и экономическое стимулирование  работников к выпуску качественной продукции.

4)  Социально-психологические – создание и поддержание здорово-психологического климата, создание благоприятных условий труда, моральное стимулирование персонала к работе.

Внешние факторы

  1. потребности потребителя
  2. монополизация
  3. конкуренция
  4. законодательные документы в сфере качества продукции, которые принимаются правительством