Экономика как наука и практика. Предмет, объект и содержание курса. Структура курса и характеристика его разделов, страница 30

41. Контроль качества продукции. Показатели и измерители качества различных видов продукции. Управление качеством.

Качество продукции – совокупность её свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять потребности потребителя в соответствии с назначением  продукции.

Качество продукции или услуги определяются как совокупность технических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделия или услуга отвечают требованиям потребителя при их эксплуатации. Качество определяет потребитель посредством опыта, который был накоплен при эксплуатации изделия или выполнения какой-либо услуги.

Качество  продукции определяется как отражение уровня использования произведённого потенциала предприятия.

Качество продукции как экономическая категория очень тесно связано с потребительской стоимостью.

Если потребительская стоимость – оценка полезности товара, то качество продукции – проявление потреб. стоимости в конкретных условиях использования этого товара.

На микроуровне качество  продукции тесно связано с себестоимостью, ценой, прибылью, рентабельностью и в конечном итоге определяет конкурентоспособность продукции.

Качество продукции характеризуется определённой системой показателей. Под показателями качества понимается нахождение числового значения некого св-ва продукции.

Методы определения уровня качества продукции.

  1. измерительный
  2. регистрационный (безотказность прибора, показатели стандартизации и унификации)
  3. вычислительный – в основе лежит разработка математической модели.
  4. органолептический – в данном случае имеет большое значение квалификация эксперта и его навыков.
  5. социологический – основан на сборе мнений и требуемой информации о качестве изделия.
  6. экспертный - реализуется группой специалистов.

Система показателей включает как обобщение, так и индивидуальные (частные) показатели качества. Обобщающие хар-ют уровень качества продукции в целом. Например содержание полезного вещества, классность, сортность, соответствие мировым стандартам. Индивидуальные показатели хар-ют определённые св-ва продукции. Они разделяются на показатели качества средств труда и предметов  труда.

Единичные показатели качества предметов труда зависят от его спецификации. Показатели качества средств труда объединяются в следующие группы:

1.  технологические

2.  эксплуатационные

3.  эргономические

4.  эстетические

5.  патентно-правовые

6.  экономические

технологические: для машиностроения – показатель сборности, прочности, уровень унификации.

эксплуатационные: срок эксплуатации, показатели надёжности, мощность прибора, часовая производительность, расход энергетических ресурсов.

к показателям надёжности можно отнести (суммарную) среднюю наработку на отказ, время восстановления, под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта или средства труда после его остановки, наработка не менее гарантийного срока.

эргономические делятся на группы:

Система управления качеством продукции на предприятии

  1. саратовская система – БИП (бездефективное изготовление продукции)

Недостаток: не позволяло контролировать и управлять качеством разработки, проектирования продукции и не охватывала все стадии жизненного цикла продукции.

  1. КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первого изделия )

Контроль качества осуществляется в период проектирования и внедрения в производство.

3. НОРМ (научная организация работ по увеличению мотто-ресурса двигателя)

Отличие от предыдущих состояло в наличие нового элемента в системе– связь между проектировщиками и потребителями.

4. СБТ (система бездефективного труда)

Отличие: оценка качества труда не только производственников , но и работников всех служб предприятия.