Экономика как наука и практика. Предмет, объект и содержание курса. Структура курса и характеристика его разделов, страница 26

1.Метод формализации процедур, отображающий логику развития к-либо явления или ситуации

—методы имитационного моделирования

—экспертные методы

—статистические методы анализа и прогнозирования.

37 Сущность цены как экономической категории, ее функции.

Цена—денежное выражение стоимости ед-цы товара или сумма денег, на кот. покупатель готов купить, а производитель готов. продать ед.товара.

Значение цены в рын.условиях велико по след.причинам:

1.Повышается конкурентоспособность предприятия и продукции

2.Регулирование цен опред-т вел-ну прибыли в коммерч. организации

3.Финансовая устойчивость предприятия

Цена как эконом.категория выполняет ряд ф-й.

  1. учётная ф-я:

учитывает затраты труда на выпуск и реализации продукции кроме того, она учитывает, сколько затрачено сырья,материалов,т.е.учитывает текущие издержки пр-ва.

Также учитывает прибыль.

Ц=С+Ппл ,гдеЦ—цена, С—совокупные издержки, Ппл—плановая прибыль следовательно, она определяет эффективность деятельности предприятия через норматив рентабельности —отношение результатов  затратам.

2.   распределительная ф-я:

состоит в том, что гос-во через ценообразование осущ-т перераспред. национ. дохода между отр.экономике, регионами, через включение налогов в цену,кот.явл.источником финансирования в рамках бюджета.

3.  ф-я сбалансированности спроса и предложения на рынке:

сущность в том, что цена осуществл. взаимосвязь между пр-вом и потреблением, т.е предложением спросом.

4.ф-я цены как ср-ва рационального размещения пр-ра:

реализуется по ср-вам «перелива» капитала в секторы экономики и пр-ва с более высокй нормой прибыли.

5.стимулирующая ф-я:

реализуется через ускорение НТП, повышения производительности труда, кпвывшение кчества продукции, увелич.оьёмов пр-ва и т.д.

38 Факторы, влияющие на уровень цен. Государственное регулирование цен. Ценовая политика на предприятии. 

1.спрос и предложение на рынке

2.гос.регулирование цен

3.издержки на производство и реализацию продукции

4.конкуренция

Кривая спроса на товар показывает обратнопропорц. зависимость между спросом н товар и ценой на него: точка пересечения кривой спроса и предложения отражает равновесную цену на товар.

Зав-ть между ур-ием цены и объемом спроса на ценовой эластичностью

Связи с этим различают:

—эластичный спрос

—неэластичный спрос

Эластичность >1, т.е. спрос значительно изм-ся при незначит. изменением цены.

Неэластичный, т.е спрос изм-ся незначительно при значит. изменением цены.

Коэф. эластичности спроса показывает на сколько %-в изм-ся обьём продаж при изменении цены на 1%.

    где Q1 и Q2—объём продаж по старым и новым ценам

Ц1 и Ц2—старая и новая цена изделия.

Ценовая политика предприятия—опред. ценовой стратегией предприятия, т.е. повышением предприятия на рынке.

Различают следующие стратегии:

1.стратегия сохранения стабильного положения н рынке при умеренной рентаельности.

2.стратегия снятия «сливок»с рынка с целью повышения прибыи

3. стратегия вытеснения конкурентов

4.стратегия выживания и избежания банкротства

5. стратегия продвижения нового товара на рынок

6. стратегия завоевания лидерства, обеспечиваемого кч-вом продукции

В рез-те избранной позиции предприятия на рынке процесс ценообразования можно представить следующими основными этапами:

1.постановка целей и задач ценообразования

2.изучение ур-ня спроса на продукции

3.опред.издержек на пр-во и реализацию и изучение степени регулируемости цены

4.анализ товаров и цен конкурентов

5.выбор метода ценообразования

6.расчёт исх.цены продукции

7.учёт влияния дополнит. факторов

8.установение окончательной цены

Для эффективности реализ.продукции в рамках ценовойстратегии необходимо выбрать оптимальный рын.сбыта с учётом:

1.сферы деятельности

2.территор.географии рынков

3.особенностей город. и сельского рынков

4.особенностей рынков текущего и инвестиц.спроса

На практике применятся следующие методы расчёта цены на товар: