Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ф.СКОРИНЫ

Т Е К С Т Ы   Л Е К Ц И Й

По курсу «Физическое воспитание» для студентов

I-IV курсов всех специальностей

В 2-х частях

Часть II

Лекции V-VII

Гомель 1999


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. ( К.К.)

3

2. Физическая культура в системе научной организации труда. ( В.А.)

21

3. Профессионально-прикладная физическая подготовка. ( В.А.)

38

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.

1. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда.

2. Основы планирования занятий по физической культуре. Направленность занятий по физическому воспитанию.

3. Понятие, значение и структура ППФП. Формы организации ППФП.

4. Роль физической культуры и спорта в подготовке к трудовой деятельности. Методические основы ППФП.

1.  Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда.

Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) придается существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего, ролью физической культуры как главного фактора достижения физической подготовленности, повышения общей работоспособности и укрепления здоровья. В результате органического включения физической культуры в НОТ, существенно возрастает производительность труда, уменьшается число дней нетрудоспособности по болезни, увеличивается трудовое долголетие, возрастает трудовая активность и дисциплина.

Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. При достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности рабочего  дня - показатели ее  вначале

3

Физические упражнения, выполняемые в системе профессиональной подготовки, воспитывают физические и личностные качества, необходимые педагогу в работе.

Так, ходьба и бег в зоне аэробной и аэробно-анаэробной мощности способствует воспитанию самообладания, выдержки, терпения. Бег на короткие дистанции улучшает лабильность /подвижность/ нервных процессов, что повышает скорость переработки и воспроизведения информации. Игровые виды спорта и подвижные игры формируют способность к ориентировке, переключению внимания, повышению зрительного контроля, восприятию чувства коллективизма, способности принимать решение в экстремальных ситуациях, выдерживать физическую и нервную нагрузку на организм к концу рабочего дня.

Кроме того посредством физических упражнений формируются необходимые умения и навыки, совершенствуются двигательные качества с целью переноса их на профессиональную деятельность педагога.

Так, для развития силы рекомендуется выполнять изометрические /статические/ силовые упражнения, которые развивают выносливость к статическим нагрузкам, укрепляют разгибатели спины, мышцы передней стенки живота, плечевого пояса, бедра, голени и шеи. Все это способствует выработке правильной осанки и поддержанию ее длительное время.

Труд педагога связан со статическими усилиями без продолжительных перемещений в пространстве, что ухудшает кровообращение, дыхание и восстановительные процессы в организме. Поэтому в процессе учебы и в дальнейшем работы, необходимо включать упражнения на расслабление: встряхивание рук, махи ногами и руками, расслабленные подскоки, дыхательные упражнения.

Общая и силовая выносливость необходима будущему педагогу для развития адаптационных возможностей организма  с   целью противодействия   отрицательным   условиям

52

правила требуется внимательный анализ специфики трудовой деятельности и компонентов преимущественного характера – умственный или физический труд либо без преобладания того или другого, - особенностей рабочей позы, степени разнообразия и монотонности двигательных действий, общей продолжительности и интенсивности физической или умственной нагрузки, характера возникающего утомления и т.д.

Содержание и формы физических упражнений имеют свои особенности, обусловленные их местом в деятельности человека. Соответственно выделяют:

Вводную гимнастику, служащую для введения в трудовой процесс. Вводная гимнастика проводится непосредственно перед началом работы для сокращения периода врабатывания и активизации вегетативных функций организма. Она состоит из 6 – 8 упражнений общей продолжительностью 5 – 7 минут. Кроме физических упражнений, вводную гимнастику могут составлять идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.

Физкультурные паузы (продолжительностью в несколько минут) проводятся для активизации текущего восстановления физической работоспособности по механизму активного отдыха. Число и периодичность их зависят от особенностей трудового процесса и его напряженности. Как правило интервал между паузами составляет 2 – 2,5 часа.

Похожие материалы

Информация о работе