МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.СКОРИНЫ
Т Е К С Т Ы Л Е К Ц И Й
По курсу «Физическое воспитание» для студентов
I-IV курсов всех специальностей
В 2-х частях
Часть II
Лекции V-VII
Гомель 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. |
|
1. Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. ( К.К.) |
3 |
2. Физическая культура в системе научной организации труда. ( В.А.) |
21 |
3. Профессионально-прикладная физическая подготовка. ( В.А.) |
38 |
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.
1. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда.
2. Основы планирования занятий по физической культуре. Направленность занятий по физическому воспитанию.
3. Понятие, значение и структура ППФП. Формы организации ППФП.
4. Роль физической культуры и спорта в подготовке к трудовой деятельности. Методические основы ППФП.
1. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда.
Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) придается существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего, ролью физической культуры как главного фактора достижения физической подготовленности, повышения общей работоспособности и укрепления здоровья. В результате органического включения физической культуры в НОТ, существенно возрастает производительность труда, уменьшается число дней нетрудоспособности по болезни, увеличивается трудовое долголетие, возрастает трудовая активность и дисциплина.
Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. При достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности рабочего дня - показатели ее вначале
3
Физические упражнения, выполняемые в системе профессиональной подготовки, воспитывают физические и личностные качества, необходимые педагогу в работе.
Так, ходьба и бег в зоне аэробной и аэробно-анаэробной мощности способствует воспитанию самообладания, выдержки, терпения. Бег на короткие дистанции улучшает лабильность /подвижность/ нервных процессов, что повышает скорость переработки и воспроизведения информации. Игровые виды спорта и подвижные игры формируют способность к ориентировке, переключению внимания, повышению зрительного контроля, восприятию чувства коллективизма, способности принимать решение в экстремальных ситуациях, выдерживать физическую и нервную нагрузку на организм к концу рабочего дня.
Кроме того посредством физических упражнений формируются необходимые умения и навыки, совершенствуются двигательные качества с целью переноса их на профессиональную деятельность педагога.
Так, для развития силы рекомендуется выполнять изометрические /статические/ силовые упражнения, которые развивают выносливость к статическим нагрузкам, укрепляют разгибатели спины, мышцы передней стенки живота, плечевого пояса, бедра, голени и шеи. Все это способствует выработке правильной осанки и поддержанию ее длительное время.
Труд педагога связан со статическими усилиями без продолжительных перемещений в пространстве, что ухудшает кровообращение, дыхание и восстановительные процессы в организме. Поэтому в процессе учебы и в дальнейшем работы, необходимо включать упражнения на расслабление: встряхивание рук, махи ногами и руками, расслабленные подскоки, дыхательные упражнения.
Общая и силовая выносливость необходима будущему педагогу для развития адаптационных возможностей организма с целью противодействия отрицательным условиям
52
правила требуется внимательный анализ специфики трудовой деятельности и компонентов преимущественного характера – умственный или физический труд либо без преобладания того или другого, - особенностей рабочей позы, степени разнообразия и монотонности двигательных действий, общей продолжительности и интенсивности физической или умственной нагрузки, характера возникающего утомления и т.д.
Содержание и формы физических упражнений имеют свои особенности, обусловленные их местом в деятельности человека. Соответственно выделяют:
Вводную гимнастику, служащую для введения в трудовой процесс. Вводная гимнастика проводится непосредственно перед началом работы для сокращения периода врабатывания и активизации вегетативных функций организма. Она состоит из 6 – 8 упражнений общей продолжительностью 5 – 7 минут. Кроме физических упражнений, вводную гимнастику могут составлять идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.
Физкультурные паузы (продолжительностью в несколько минут) проводятся для активизации текущего восстановления физической работоспособности по механизму активного отдыха. Число и периодичность их зависят от особенностей трудового процесса и его напряженности. Как правило интервал между паузами составляет 2 – 2,5 часа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.