Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда, страница 15

14

мышц, которые совершали нагрузку. Выход большого

V.

Планирование учебного материала по физическому вос

питанию с учетом ППФП осуществляется исходя из программы физического воспитания студентов 1992 года, где физвоспитание планируется из расчета четыре часа в неделю на четырех курсах. (3).

Приводим примерный учебный физического воспитания на весь период обучения.

Наименование разделов

К у р с ы

 

I

II

III

IV

Всего

1. Теория.                4           4               2              2                12

2. Практика:

 Гимнастика         12         12             12            12                48

 Легкая атлетика  30         30             22            20               102

 Лыжный спорт    10         10             12              8                 40

 Плавание              10        10               4              4                 28

 Спортивные

 игры                    10        10              14            14                48

Избранный           50        50              60            66               226

 вид спорта

В том числе:  

профессионально-прикладная  физическая

подготовка             10        10              10            10                 40

 выполнение зачетных требований и контрольных

нормативов            4           4                4               4                 16

Всего                    140       140            140            140             560

43

последним относятся, в частности, профессионально-прикладные виды спорта (пожарно-прикладное спортивное многоборье, самбо – для оперативных работников и т.д.), а так же упражнения на специальных тренажерах и снарядах.

Для формирования и совершенствования двигательных навыков к ряду профессий довольно широко применяются так называемые естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, плавание, гребля, передвижение на лыжах и др.). Это обусловлено тем, что в некоторых видах трудовой деятельности совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение.

При воспитании волевых, сенсомоторных и связанных с ними качеств (быстроты восприятия и реакции на чувственную информацию, точность оценки пространственных и временных параметров, эмоциональной устойчивости и т.д.) используют спортивные игры типа настольного тенниса, баскетбола, волейбола (когда необходимо усовершенствовать способность ориентироваться во внезапно меняющихся ситуациях и адекватно реагировать на них), в других – гимнастические и акробатические упражнения на уменьшенной  или высокой опоре и иные упражнения, связанные с риском (для монтажников-высотников) и т.д.

Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, переохлаждению, вибрации, действию токсических веществ, укачиванию, недостатку кислорода и т.д.) достигается с помощью упражнений, которые не только совершенствуют отдельные двигательные способности, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Высокоинтенсивные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, улучшая определенные

16

4.  Критерии, определяющие экономическую целесообразность ППФП.

III.

При формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста особое значение имеют средства воздействия на организм студентов, к которым относятся не только физические упражнения, но и естественные факторы природы, гигиенические факторы, воспитательные мероприятия и др.

Физические упражнения принято разделять на упражнения для развития психофизических качеств: силы, быстроты, общей выносливости, гибкости, ловкости, внимания и пр.

Эффективно используются природные факторы: солнце, воздух и вода, которые усиливают эффект использования физических упражнений.

К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования, режим дня, сна, рациональный режим питания, отказ от вредных привычек, гигиенические средства восстановления /включая и активный отдых и повышения работоспособности.