Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда, страница 12

  2. Основы планирования занятий по физической культуре. Направленность занятий по физическому воспитанию.

Общие принципы построения физического воспитания как непрерывного, системно организованного процесса не исключают, а предполагают сочетание в качестве   его   отдельных   звеньев   разнообразных   форм

6

охранения высокого уровня здоровья на долгие годы, работоспособности и производительности труда.

2.  Развивать те физические качества, которые необходимы и наиболее важны для профессии педагога.

3.  Подготовить организм к отрицательным условиям труда, воздействующим на организм учителя.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА?

К основным средствам профессионально-прикладной физической подготовки педагога относятся: физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам относятся: соблюдение санитарно-гигиенических норм на местах занятий и оборудования /чистота помещений, воздуха, температура, влажность, освещение/; режим дня, сна, режим и рацион питания; отказ от вредных привычек, гигиена кожи, вспомогательные средства восстановления и повышения работоспособности /массаж, душ, парная баня/. Соблюдение режима дня, сна, питания способствует улучшению состояния организма, обеспечению высокого уровня профессиональной работоспособности. Правильный уход за кожей улучшает ее барьерные функции, способствуя повышению ее устойчивости к неблагоприятным факторам. Регулярное использование контрастного душа повышает профессиональную работоспособность и устойчивость к резким колебаниям температуры. Принятие тепловых ванн, использование эффекта бани способствует быстрому восстановлению организма. Активное использование природных факторов: солнца, воздуха и воды и правильное их применение укрепляет организм, способствует закаливанию, укреплению голосовых связок, усиливает эффект использования физических упражнений.

51

элементов производственной физической культуры;

-  общегигиенические сеансы зарядки в режиме дня;

-  «микросеансы» отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня.

Структура основных форм занятий выражается в закономерной последовательности, взаимосвязанности и субординации его составляющих: частей, компонентов, разделов. Основные формы занятий являются своего рода трехкомпонентной конструкцией, в которой более или менее явно выражены три структурные части: подготовительная, основная, заключительная.

Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок принять осуществлять в виде систематизированного перечня двигательных действий – упражнений, избираемых в качестве средств физического воспитания, с указанием требований к их выполнению.

Функции планирования занятий по физической культуре заключается в предвидении ожидаемого результата и механизмов развертывания процессов физического воспитания на пути к этому результату в данных конкретных условиях на базе общих закономерностей.

Для планирования занятий по физическому воспитанию необходимо владеть навыками умозрительного имитационного моделирования. В качестве модели используется концептуальная модель организма человека. Процесс управления требует соблюдения следующих правил.

Под управлением понимается процесс обеспечения целенаправленного поведения организма при изменяющихся внешних условиях.

Процесс управления, организованный по принципу регулирования, разделяют на следующие функции управления: планирование,  организация,  учет, контроль и

8

VI. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА  ПЕДАГОГА?

Профессия педагога связана с большим нервным напряжением при постоянном контакте с аудиторией слушателей, а так же с большим напряжением мышц-сгибателей туловища, что обусловлено поддержанием вынужденной рабочей позы, с отрицательными застойными явлениями в области тела и нижних конечностей. Кроме того, педагог должен владеть организационными навыками, выдержкой, самообладанием, решительностью, инициативой и настойчивостью. Отрицательные эмоции, встречающиеся в работе учителя, оказывают неблагоприятное влияние на  состояние нервной системы. Высокие требования предъявляются к гортани и голосовому аппарату, зрению и слуху, что является причиной патологических состояний нервно-психической сферы педагога, заболевания у них органов дыхания, слуха и зрения.